Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Шоу в имперском духе

№ 9 (98), декабрь 2009

Д. ТухмановДавид Тухманов, автор многих популярных песенных шлягеров и культового альбома «По волне моей памяти», в последние годы почти полностью переключился на классическую музыку. Лет десять назад в Германии у него появилась мысль написать оперу о жизни Екатерины Великой. Два с половиной года, что ушли на создание партитуры, Тухманов называет по-настоящему счастливыми. Но достойная постановка оперы – это не просто большие, это огромные деньги. Их помог найти у уральских банкиров-меценатов не кто иной, как Лев Лещенко. Он тоже проникся идеей сценического создания яркой современной оперы с красивыми мелодиями, став ее продюсером.

В июле нынешнего года «Царица» вышла на подмостки Александринского театра в Петербурге. Спектакль прошел «на ура». А 25 и 26 ноября в Государственном Кремлевском дворце состоялась ее московская премьера. Столичная публика также не оставила без внимания столь неординарное событие – зал был переполнен.


Опера «Царица» – это яркое шоу, сплав традиционного оперного искусства с современным музыкальным, литературным и изобразительным материалом. Сам Д. Тухманов называет свое творение «русской оперой». В массовых сценах, несомненно, ощущается присутствие М. П. Мусоргского, а в лирических – отзвуки европейской классики. Есть в музыке новой оперы и элементы джаза, и легкожанрового мюзикла, и знакомые тухмановские интонации.

За два с половиной часа перед глазами зрителей проносится вся история царствования и любви Екатерины. В постановке народного артиста РФ Дмитрия Бертмана спектакль превращен в масштабное и эффектное зрелище, чему немало способствовала красочная сценография заслуженных художников РФ Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой. Исключительные размеры сцены позволили расположить роскошные декорации, воссоздающие интерьеры Царскосельского дворца, и полностью отразить имперский дух правления великой царицы. Пышный декор дополнялся десятками зеркал, пламенем огромного количества свечей и богатыми сценическими костюмами.

Музыкальная сторона спектакля, подготовленного силами труппы родного театра режиссера – знаменитой московской «Геликон-оперы», отличалась высоким уровнем профессионализма: солисты, хор и оркестр музицировали с полной отдачей (хотя, к сожалению, впечатление временами портили неполадки с микрофонами). Сюрпризом для публики стало появление на сцене сразу трех Екатерин – в разном возрасте: княгиня Екатерина (Мария Максакова), Екатерина II (Елена Михайленко), императрица Екатерина Великая (заслуженная артистка РФ Ксения Вязникова). Для исполнения ведущих партий были приглашены народный артист РФ Юрий Веденеев (князь Потемкин-Таврический) и обладатель уникального голоса – мужского сопрано – Олег Рябец (шведский король Густав IV).

Одна из примечательных особенностей оперы Тухманова «Царица» – попытка создать спектакль в формате «открытой оперы», способной привлечь внимание широкого круга зрителей. Идея призвана изменить устоявшееся мнение о том, что этот вид искусства – только для узкой аудитории ценителей. Авторы постановки явно стремились сделать его понятным и интересным для неискушенной публики, демонстрируя нестандартный подход к жанру.

Приверженцы музыки Тухманова пророчат «Царице» судьбу опер Верди, мелодии которых в свое время «вылетали» из стен театра еще во время репетиций, становясь «народными». Насколько это удалось нашим современникам – покажет время…

Ангелина Насонова,
студентка IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: