Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Что мы знаем об Индии?

№ 3 (92), март 2009

ИндияЧто мы знаем об Индии и что вспоминаем, когда нас спрашивают об индийской культуре? Древние веды, целый пантеон богов, среди которых все знают только Кришну, индийское кино и священных коров… Хотя в последнее время европейцев все больше привлекают индийские музыкальные инструменты, за каждым из которых закреплена своя тайна и легенда… Попробуем разобраться. В этом нам поможет наш московский гуру – Радх Шам Шарма.
Самый древний ударный инструмент Индии – пакхáбадж. Упоминания о нем есть еще в священных текстах вед. По легенде его изобрел бог Ганéша и дал ему имя, которое на санскрите звучит как мариданг. Но монголы, пришедшие в Индию в XII веке, назвали его пакхабадж (судя по всему, индийцы спорить с ними не стали!). «Пакхабадж состоит из двух слов, – рассказывает Шарма, – пак и хавадж, которые переводятся как «сторона» и «звук». А чтобы звук был более глубоким, на одну из сторон налепляют ату (подобие теста). Каждый удар на пакхабадже имеет свое название».
У индийцев свои способы игры со звуком. И подходят они только для индийских инструментов. Рядом с инструментом всегда лежит молоток, таким интересным способом они настраивают инструмент. В XIV веке, во времена правления короля Аллаутдина Кильди, жили два профессиональных исполнителя на пакхабадже. Они все время соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников потерпел поражение и, не выдержав этой горечи, ударил свой пакхабадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившись в дая – малый барабан и бая – большой барабан. Так родился новый инструмент – таблá. С тех пор пакхабадж называют «мамой» этого инструмента.

ИндияТабла – обязательный участник всех концертов и праздников в Индии. Он часто солирует в ансамбле индийских инструментов, который состоит из гармоники, тампуры, сарода, причем композиции иногда могут длиться до нескольких часов. В ансамбле исполнители всегда взаимодействуют друг с другом. «На этом инструменте начинают учиться с 7-8-ми лет, – продолжает Шарма. – Первым моим учителем был отец. Он принадлежал к Бенаресской школе игры на табла. Передается все в основном устным путем. Я живу в Москве и тоже не отхожу от традиции. У меня есть свои ученики.»
Концерты в Индии отличаются от концертов на Западе. Они носят характер музыкальных соревнований. Здесь исполнитель общается со слушателями на языке звуков и ритма.
Индийская музыка оказала влияние на многих музыкантов. Всем известны совместные концерты американского скрипача Иегуди Менухина с ситаристом Рави Шанкаром. После совместных импровизаций Менухин сказал о таком музицировании: «Ни одна нота не играется без осознания ее вкуса».

Анна Маклыгина,
студентка IV курса ИТФ

Оставить комментарий