Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Золотой век клавесина в России

№ 2 (100), февраль 2010

С 1 по 10 февраля в Московской консерватории проводился Первый международный конкурс клавесинистов им. А. М. Волконского.

Идея создания конкурса принадлежит основателю факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории профессору А. Б. Любимову. Три года назад он возглавил межвузовский конкурс клавесинистов в Санкт-Петербурге. В настоящее время стало возможным организовать уже международный конкурс, в котором приняли участие исполнители из России, Франции, Испании, Польши, Кореи, Венгрии, Италии и других стран.

ансамбль2Не так давно говорить о старинном исполнительстве в России всерьез не приходилось. Длительное время старинная музыка приравнивалась в стране к нонконформистским течениям и не поддерживалась в официальных кругах вплоть до «перестроечных» времен. Возрождение старинного исполнительства в России стало возможным только благодаря настоящим энтузиастам. Одну из ведущих ролей в этом процессе сыграл А. М. Волконский, в честь которого и назван конкурс клавесинистов. Именно он дал первый сольный клавесинный концерт, а в 1964 году создал первый в России ансамбль старинной музыки «Мадригал». Уровень первых «опытов» заметно отличался от европейского, однако их значение – в открытии для российских слушателей удивительной «современности» старинной музыки. И оно неоценимо.

Приятно, что одновременно с ростом уровня клавесинного исполнительства в России активно развивается старинное ансамблевое музицирование. Существует несколько известных коллективов, исполняющих музыку эпохи Барокко, среди них «Pratum Integrum», «Золотой век» и другие. Честь открытия Первого международного конкурса клавесинистов концертом в Рахманиновском зале была предоставлена именно ансамблю старинной музыки «Золотой век» под управлением Александра Листратова, который затем сопровождал выступления финалистов и участвовал в гала-концерте.

Выбор пал на «Золотой век» не случайно: несмотря на свой сравнительно «юный возраст» (капелла была создана в 2002 году), это один из самых ярких коллективов, профессионально занимающихся барочной музыкой. Ноу-хау ансамбля – стремление к абсолютной идентичности контексту эпохи, начиная от музыкальных инструментов (все участники коллектива играют на старинных инструментах) и заканчивая стилем исполнения. Музыканты ведут активную творческую жизнь: на счету «Золотого века» ряд музыкальных фестивалей и проектов, среди которых нашумевшая постановка барочной оперы И. Маттезона «Борис Годунов» в Гамбурге, Петербурге и Москве.

Для первого концерта конкурса ансамбль нашел неожиданное решение. Сначала была исполнена блестящая Соната для двух клавесинов И. Маттезона, которая стала открытием для многих слушателей, а для участников конкурса – настоящим подспорьем, высоко заданной планкой исполнительского уровня. Столь же свежо прозвучали Концерт для виолончели, струнных и basso continuo Н. А. Порпора, а также Концерт до минор для двух клавиров и струнных И. С. Баха.

При абсолютно точном следовании композиторскому замыслу коллектив представил музыку эпохи не как музейную реставрацию, а как ожившее барокко, настоящее, полное удивительных событий. Свобода и артистизм исполнения сочетались с «интровертностью» исполнительской манеры: ансамблисты не заигрывали с публикой – они втягивали ее в свой необыкновенный мир. В виолончельном концерте поражала чуткость диалогов инструментов, почти осязаемая рельефность образов при абсолютном техническом совершенстве. Настоящим откровением стала третья часть концерта для виолончели: во время каденции барочной виолончели зал замер, казалось, что вокруг нет больше ничего, кроме этого божественного звука. А сочинение Баха еще более настроило публику на сопричастность живому действию, происходившему в музыке: то ли концерт показался слишком коротким, то ли музыка так к себе расположила, но публика не хотела расходиться и с улыбками на лицах ожидала продолжения…

ансамбль1Художественный руководитель ансамбля «Золотой век» поделился своими впечатлениями и опытом:

— Сейчас существует множество ансамблей старинной музыки. В чем принципиальное отличие, особенность вашей капеллы?

— В российском историческом исполнительстве существует две основные тенденции: самодеятельное музицирование, которое объединяет людей интересующихся и желающих попробовать себя на старинных инструментах, и профессиональный подход, отличающийся, как правило, жесткой европейской подачей, атакой на слушателя. Мы согласны, что ансамбль должно быть слышно в зале, но вариант «жесткой» исполнительской манеры нас не устраивает. Мы стремимся к тонкому и точному воплощению стилистики исполняемой музыки, сыгранности, взаимодополняемости партий инструментов. Ансамбль «Золотой век» прошел уже долгий путь, но мы не считаем, что находимся на высшей точке профессионализма, постоянно развиваемся, ищем.

— Ваш ансамбль существует уже 8 лет практически в неизменном составе, но участники ансамбля рассредоточены по разным городам. Каковы творческие импульсы, объединяющие ансамблистов?

— Часть музыкантов ансамбля живет в Москве, часть – в Санкт-Петербурге, ровно пятьдесят на пятьдесят. Объединяют нас, прежде всего, человеческие отношения, «Золотой век» – практически одна семья, а в чисто музыкальном смысле – желание играть на старинных инструментах, предпочтение необычного репертуара, в частности, «восточноевропейский» акцент в выборе композиторов. Мы стремимся к глубокому проникновению в контекст исполняемой музыки и нетривиальным решениям в выборе репертуара. Это приоритетная позиция всех участников ансамбля: и наших высококвалифицированных струнников (Владимир Коденко – барочная виолончель, виолон, Фатима Лафишева – барочная скрипка, барочный альт, Елена Лендова – барочная скрипка), и двух клавиристов, которыми мы гордимся (Алексей Шевченко – клавесин, орган, хаммер-клавир, Мария Успенская – клавесин, орган, хаммер-клавир).

— Какие события конкурса клавесинистов Вам показались наиболее удачными, что запомнилось?

— Очень интересные исполнители – Юлия Агеева из Эстонии, Марцин Святкевич из Польши. Эти музыканты близки по духу нашему ансамблю. Трудно было бы отдать предпочтение кому-то одному, даже внутри ансамбля «Золотой век» мнения были очень разные. На мой взгляд, все финалисты – вполне достойные исполнители.

— Международный конкурс клавесинистов в Москве – первое событие такого уровня в России. Как Вы к нему относитесь? С кем из участников Вам было легче играть?

— Очень легко было с Юлией Агеевой. С первым призером – Александрой Непомнящей – понравилось играть всем ансамблистам, здесь мы совершенно солидарны с выбором жюри. Для меня было откровением играть с Ольгой Пащенко.

— Насколько целесообразен конкурсный подход для оценки барочного исполнительства? Сочетаются ли качества, нужные для победы в соревновании, с качествами, необходимыми для того, чтобы во всей полноте раскрыть музыку эпохи?

— Конечно, качества, необходимые для победы на конкурсе и для профессионального барочного исполнительства – сильно отличаются. Например, Густав Леонхард и многие другие настоящие музыканты никогда не являлись лауреатами никаких конкурсов. Старинная музыка и конкурсная основа несовместимы. Как можно выбрать лучшего, если у каждого исполнителя своя концепция? Здесь все неоднозначно. Значение этого конкурса – в популяризации и поднятии общего профессионализма.

— Каковы ближайшие планы капеллы?

— Мы планируем выпустить несколько дисков, как ансамблевых, так и сольных. В творческие планы «Золотого века» также входит расширение репертуара: мы собираемся уделить внимание музыке второй половины XVIII-XIX века, исполняемой на исторических инструментах…

В подтверждение своих слов Александр Листратов вместе с клавиристами Алексеем Шевченко и Марией Успенской отправился из Малого зала консерватории в Рахманиновский, чтобы после финала конкурса клавесинистов сыграть концерт из произведений композиторов-романтиков. На концерте звучали виолончельная сюита И. С. Баха с фортепианным аккомпанементом Р. Шумана, соната В. А. Моцарта в обработке Э. Грига для двух романтических клавиров и Сюита в старинном стиле Э. Грига для фортепиано соло. Музыканты наглядно продемонстрировали совершенно неожиданный ракурс барокко: взгляд композиторов-романтиков на музыку эпохи великих предшественников.

Марина Прялухина,
выпускница ИТФ,
специально для «Трибуны»

Поделиться ссылкой: