Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Вечно юная музыка

№ 2 (100), февраль 2010

кабалевский1«Мне иногда кажется, что обо всем прожитом я где-то прочитал. Не может быть, чтобы все это в действительности произошло на протяжении одной жизни, – Русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая война, Гражданская война и интервенция, Февральская революция, Октябрьская революция, война с Финляндией, Великая Отечественная война…

Неужели я действительно был знаком с М. М. Ипполитовым-Ивановым и Я. Сибелиусом, пережил смерть Ленина и сталинскую эпоху… Слушал Шаляпина и Маяковского, бегал на матчи знаменитых в свое время московских футбольных команд ЗСК и СКЗ, ездил по Старому Арбату на трамвае, а по Рождественским (позже – Советским) улицам в Петербурге на конке… Видел торжества по поводу 300-летия Дома Романовых и был на Патриаршем подворье на Фонтанке на торжественном богослужении патриарха Тихона…»

Так вспоминал Д. Б. Кабалевский о своей эпохе, полной перемен и потрясений. Насколько насыщены событиями были и «прекрасный и яростный» окружающий его мир, и его удивительная жизнь, настолько богатым и многогранным был его талант – выдающегося композитора и просветителя, симфонического дирижера, хормейстера и музыковеда, гениального педагога и музыкально-общественного деятеля.

30 декабря прошлого года Дмитрию Борисовичу исполнилось бы 105 лет со дня рождения. Этому юбилею были посвящены два концерта, организованные пианистом, доцентом МПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, внучатым племянником Д. Кабалевского Василием Щербаковым при поддержке Музыкального культурно-образовательного центра им. Д. Кабалевского и композиторского факультета МГК в лице его декана, профессора А. А. Коблякова, ученика Дмитрия Борисовича.

Первый концерт прошел в Зале имени Н. Я. Мясковского, учителя Кабалевского. Исполнителями сочинений композитора были совсем юные музыканты, в том числе две его правнучки – Ирина и Полина Кабалевские (Полина в этот вечер впервые вышла на концертную эстраду). Вокальная музыка композитора, всегда мелодически яркая, непосредственная и проникновенная, была представлена Тремя восьмистишиями Р. Гамзатова соч. 74. Присутствовавшая на концерте первая исполнительница этого сочинения, народная артистка СССР проф. В. Н. Левко, тепло приветствовала талантливую молодую певицу К. Белолипецкую, певшую романсы на этот раз.

Во втором концерте в Рахманиновском зале большой интерес представляли впервые прозвучавшие ранние произведения композитора, созданные им в 20-30 годы прошлого века, рукописи которых удалось обнаружить в домашнем архиве семьи Кабалевских. Но настоящими мировыми премьерами стали Соната для скрипки (А. Тростянский) и фортепиано, две мелодии для виолончели (Р. Комачков) и фортепиано соч. 2, а также Четыре прелюдии для фортепиано соч. 20 (В. Щербаков). Вдохновенную трактовку не часто звучащих Романсов на стихи А. Блока соч. 4, одной из первых исполнительниц которых была сестра Кабалевского Елена Борисовна, представила Т. Куинджи. Завершило концертную программу весьма популярное в прошлом произведение композитора, которое стало настоящим подарком для ценителей музыки – цикл Десять сонетов Шекспира в переводах С. Маршака для баса и фортепиано соч. 52. По словам исполнителя сонетов, заслуженного артиста РФ и Украины А. Цилинко, сейчас эта замечательная музыка, к сожалению, исполняется незаслуженно редко.

Если детская музыка Кабалевского была хорошо знакома каждому, то его камерно-инструментальная и вокальная музыка стала для многих подлинным открытием. Состоявшиеся концерты были горячо восприняты слушателями, заполнившими залы, и доставили им истинную радость.

Мария Кабалевская,
Ярослава Кабалевская

Оставить комментарий