Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Ренессанс в Московской консерватории

№ 4 (102), апрель 2010

В конце зимы в Московской консерватории произошел расцвет итальянского Возрождения: к нам приехали гости из Италии – дирижер Марко Лонгини и музыковед Марко Джулиани, специализирующиеся на Игнетьева1музыке Ренессанса. Два дня подряд, с 24 по 25 февраля шли практические и лекционные занятия. Но если быть совсем точным, то начало пришлось на 23 февраля – в этот день Марко Лонгини провел первую репетицию.

Конечно, дирижер стал центральной фигурой. Энергичный, постоянно находящийся в движении, на репетициях он обращал внимание на все: динамика, которая в каждой партии своя, дикция, темпы, эмоциональное наполнение – все было тщательно и кропотливо проработано. Марко Лонгини постоянно общался с хором: шутил, хвалил, иронизировал, иллюстрировал свои идеи, показывая, какой именно результат ему нужен. Трехчасовые репетиции проносились почти незаметно.

Лекции Марко Джулиани показали другой аспект музыки Возрождения – принципы организации мадригальных сборников. Однако круг затронутых вопросов оказался гораздо шире – от происхождения ИТАЛЬЯНЦЫ4жанра до детального анализа отдельных мадригалов, от покровительства знатных семейств музыке и композиторам до некоторых особенностей издательского дела в конце XVI века. Исследователь подробно рассказал о принципах составления мадригальных сборников, особое внимание уделив тем, которые содержат произведения разных композиторов, но объединяются общим художественным содержанием текста. И думается, что лекции Марко Джулиани были интересны не только музыковедам, но и полезны исполнителям.

Работа Марко Лонгини и Марко Джулиани различна. Лонгини – дирижер, Джулиани – музыковед, это отражается и на характере, манере подачи информации: Лонгини – живой и ироничный, Джулиани – уравновешенный, серьезный и очень вдумчивый. Но их объединяют увлеченность своим делом, потрясающий профессионализм и высокая требовательность. А общительность, доброжелательность и желание поделиться своими умениями и знаниями, информацией и материалами произвели неизгладимое впечатление.

Кульминацией стал концерт 25 февраля в Рахманиновском зале. Начавшись c возвышенного «Kyrie» А. Габриели как в фигуральном, так и в переносном смысле слова (хор стоял наверху, как было принято в венецианском соборе Св. Марка), концерт закончился экспрессивным, болезненно-утонченным мадригалом ИТАЛЬЯНЦЫ1К. Джезуальдо «Tu m’uccide, o crudele». Драматургия была выстроена по эмоциональной нарастающей. О каждом из пяти произведений Марко Лонгини рассказывал небольшую историю, декламировал текст. А Плач Ариадны «Lasciatemi morire» (единственный сохранившийся фрагмент оперы Монтеверди) прозвучал не только в живом исполнении, но и в записях, сделанных в разные годы различными коллективами, чтобы слушатели могли сравнить интерпретации, оценить исполнение, понять разницу между ними.

После репетиций, где всякий желающий мог познакомиться с исполнительской «кухней», было удивительно слышать готовые произведения в концертном зале. Исполнители – вокальный ансамбль Дирижерского факультета – работали и выступили с полной отдачей. Слушатели были в восторге и восхищении. Благодаря работе Марко Лонгини и Марко Джулиани музыка эпохи Возрождения стала понятной и доступной, но в то же время не утратила своей загадочности и очарования.

Надежда Игнатьева,
студентка IV курса ИТФ

Оставить комментарий