Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Снова «Русские сезоны»

№ 5 (103), май 2010

Несмотря на свою приверженность к масштабным сценическим действам, Большой театр не обходит своим вниманием и камерные постановки. 5 февраля 2010 года на его сцене давали вечер одноактных балетов. Эти спектакли, по сути, являются премьерными, ведь они шли на сцене Seasons8-smБольшого всего несколько раз. Приятно было видеть, что в программу из трех отдельных балетов вошли два современных сочинения: кроме «Серенады» П. И. Чайковского (знаменитый балет Джорджа Баланчина) вниманию зрителей предлагались захватывающий «Урок» Жоржа Делерю и красочные «Русские сезоны» Леонида Десятникова.

Последнее время на сцене Большого театра можно довольно часто видеть произведения композиторов новейшего времени – чего только стоит «Воццек» Альбана Берга! Любому театралу сразу ясно, что Большой взял курс на продвижение музыки XX века и всячески поддерживает контакты с современными композиторами. Балет «Русские сезоны» – еще одно открытие театра того же порядка.

Seasons3-smИнтерес к музыке Десятникова по-прежнему высок. Многие помнят скандальную премьеру его оперы «Дети Розенталя» еще на главной сцене Большого театра (2005) – спектакля, который затем получил специальный приз на фестивале «Золотая маска» (2006). На данный момент Десятников является одним из самых исполняемых современных российских композиторов. Большую часть его творческого наследия занимают оперы и музыка к кинофильмам.

Название «Русские сезоны» сразу интригует зрителя, хотя неизвестно, имел ли в виду автор какие-то параллели с парижскими гастролями русских музыкантов, организованных Дягилевым в начале прошлого века. Скорее, в музыке Десятникова ощутимы связи с образами природы, с почвенностью русской земли, а возможно, и со сменой времен года (хотя мое мнение вполне может быть опровергнуто – балет бессюжетен).

Seasons5В музыке сочинения композитор продолжает традицию своих великих предшественников – Римского-Корсакова, Стравинского. Весь материал опирается на интонации русского фольклора, причем автор стремится сохранить характерные особенности звучания русских народных песен, обращаясь к самым древним их пластам. Здесь перед нами предстают и картины деревенского быта, и задорные пляски, и горестные плачи. Все это многообразие передается не только оркестровыми средствами, но и голосом сопрано, который Десятников включил в партитуру балета.

Seasons1-smПевица Яна Иванилова, исполнявшая вокальную партию, справилась со своей задачей великолепно. Она сумела очень точно передать характерное звучание народных песен, не выходя за рамки академического пения. Надо отдать должное и дирижеру балетного вечера – Игорю Дронову. Он, как известно, большой специалист в области современного исполнительства. Его прочтение музыки Десятникова было безупречным.

Яркая, красочная постановка «Русских сезонов» (хореограф-постановщик Алексей Ратманский) ни на секунду не давала слушателям заскучать. Зрелищный спектакль, завершавший большой балетный вечер, несомненно, останется в памяти зрителей.

Анна Ракитина,
студентка III курса ИТФ

Оставить комментарий