Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Писать так, как слышишь

№ 5 (103), май 2010

DudnitskyНаверное, трудно составить целостную картину современной музыкальной культуры, если говорить только о творчестве известных людей. А ведь сколько подлинных талантов прозябает в неизвестности только потому, что они не могут реализовать себя, донести свое творчество до людских ушей и сердец! Порой по-настоящему одаренных композиторов нужно искать не в «союзах» и не в «консерваториях», ибо не статус в обществе и не глубина теоретических познаний определяют талант.

С замечательным композитором и музыкантом Олегом Дудницким мне посчастливилось учиться в музыкальном колледже имени А. Г. Шнитке. Мы заканчивали в один год. Олег учился у известного московского композитора В. В. Сариева, который принимал активнейшее участие в формировании нового таланта. При этом Олег всегда поражал независимостью своей творческой позиции. Начав с юных лет, еще до поступления в колледж, подробно изучать различные композиторские техники, он написал много сочинений, которые сейчас считает всего лишь экспериментом. Среди них выделяются медитативно-минималистические фортепианная соната, струнный квартет, пьесы «Импульс и механика», «Застывший силуэт», «Монолог» для камерного ансамбля.

По убеждению Дудницкого, современному автору нужно стремиться к органичному формированию собственного стиля, а не пытаться целенаправленно заниматься экспериментаторством. Для этого необходимо, прежде всего, «писать так, как слышишь», научиться избавляться от желания что-либо нарочито усложнять. С этим связан и его отказ от серийной техники письма и «атематических» сонорных композиций. Хотя переход от атональности к тональности, от отрицания к утверждению не был спонтанным: и среди ранних произведений Дудницкого можно найти тональную музыку, которая предвосхитила грядущий перелом. Это были замечательные романсы на стихи Бунина, поэзия которого всегда его увлекала, а также несколько хоров.

Олег Дудницкий пришел к своему новому стилю не сразу. Я был свидетелем того, как проходила его творческая эволюция. После «Монолога» (2005) Олег кардинально изменил направление творческих исканий, отказавшись от прежних сочинений. По его мнению, новаторство «должно быть естественным и необходимым выражением художественной задачи, но не целью».

Первым шагом было сочинение «Концерт миров» для 11 инструментов (2005), которое, хотя и несло на себе отпечаток раннего стиля, но уже поворачивало на ту стезю, в русле которой Олег находится и по сей день. «Концерт миров» и законченная двумя годами позже Соната для флейты и фортепиано настолько затронули меня, что я решил непременно представить эти сочинения в Студенческом научно-творческом объединении. Позже, с любезного разрешения профессора Г. В. Григорьевой, музыка Дудницкого прозвучала в рамках спецкурса «Современная музыка» в Московской консерватории.

Сейчас Олег работает над значительным сочинением – многочастной поэмой «Родная земля» для камерного оркестра. «Я хочу создавать подлинно русское, писать музыку для своей страны», – как-то сказал он незадолго до начала работы. Действительно, те фрагменты, которые мне уже удалось услышать, подтверждают желание композитора. Поистине «Родная земля» – это гимн русской природе, русскому искусству и Человеку. Поэтому музыка поэмы очень искренна, чего, быть может, не доставало в ранних опусах Олега. Параллельно он пишет романсы, различные пьесы, фортепианную и скрипичную сонаты.

Олег убежден, что именно музыкальное искусство способно сильнее всего воздействовать на человека. Оно сближает людей, обладает соборностью. Поэтому на современном композиторе лежит большая ответственность – создавать музыку, которая способствует сохранению человечности в обществе. «Высокое (особенно музыкальное!) искусство воспитывает в человеке сопереживание, не допускает превращения человека в бездумную и бесчувственную “машину”, – замечает композитор. – Кроме того, высокое музыкальное искусство говорит о вечных ценностях: любовь, добро, земля, совершенная красота, человек, жизнь… Высокое искусство несет в себе идеал совершенства, истину. Высокое искусство – сакрально, Божественно и непостижимо, поэтому и невозможно научить тому, как создать Шедевр… Живая музыкальная материя, а не авангардные “поделки” – вот вечный путь музыкального искусства»…

Глеб Савченко,
студент III курса ИТФ

Поделиться ссылкой: