Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Начало

№ 6 (104), сентябрь 2010

Mалер1Текущий год удивительно богат на юбилеи. Среди таковых особенно выделяется 150-летие со дня рождения Густава Малера (1860-1911), великого австрийского композитора и дирижера. Многие музыкальные столицы мира к празднованию столь крупной даты подготовили многообещающие и интересные программы: фестивали, концерты, симпозиумы… В Москве уже в марте-апреле с большим успехом прошел международный фестиваль в честь Малера, подготовленный совместными усилиями Австрийского культурного форума и студентов Московской консерватории.

В программу фестиваля вошли доклады о Малере, которые прочитали доктор Томас Айгнер (директор дома-музея музыки в Вене) и Павел Скороходов. Завершился фестиваль большим концертом, на котором исполнялась камерная, фортепианная и оркестровая музыка Малера.

На концерте присутствующих ждало много приятных неожиданностей. Одна из них – отрывок из незавершенной второй части фортепианного квартета Малера, сочиненного им в шестнадцать лет. У слушателей особенное восхищение вызвала интересная интерпретация этого отрывка квартетом в составе: Наталья Дьяченко (скрипка), Дарья Каширская (альт), Мария Бодренко (виолончель) и Михаил Турпанов (фортепиано). Кроме того, впервые прозвучали фрагменты новых фортепианных переложений симфоний и песен Малера для двух и четырех рук, сделанные П. Скороходовым и им же исполненные (совместно с М. Турпановым).

малер5Еще одним сюрпризом, который завершил концерт, стал всего второй раз звучавший в России вокальный цикл Малера «Песни странствующего подмастерья» в оркестровке А. Шёнберга для голоса и камерного оркестра (1919). Это сочинение, исполненное камерным оркестром объединения «Ampire Stile» под управлением Сергея Михеева и солистом Владимиром Автомоновым (баритон), вызвало множество положительных эмоций публики, и особенно венцев – доктора Т. Айгнера и его супруги.

Для России имя Малера имеет большое значение. В свое время он трижды посетил ее в качестве дирижера: один раз – в Москве и два раза в Санкт-Петербурге. Оглядываясь назад, мы с уверенностью можем сказать, что музыка Малера в России претерпела множество изменений: от непонимания к признанию. К сожалению, в наши дни в Москве Малера исполняют не так часто, как мы бы того хотели. А если исполняют, то дирижеры ограничиваются только Первой, Второй и Пятой симфониями…

Прошедший весенний фестиваль обязательно должен дать толчок новым проектам. Такими площадками осенью 2010 года станут Еврейский и Чешский культурные центры, которые высоко ценят и уважают гения Малера.

Собкор «Трибуны»,
студент IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий