Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Создавая музыку, не забывайте мечтать…

№ 6 (104), сентябрь 2010

Имя Кейта Джаррета – выдающегося американского пианиста, импровизатора, композитора, мультиинструменталиста – хорошо известно как джазовым, так и академическим музыкантам. Несмотря на свой немолодой возраст (8 мая ему исполнилось 65 лет), график его гастролей и сегодня поражает своей плотностью и географическим многообразием.

Кейт Джаррет1

В наше время трудно найти джазового музыканта, которому предоставляют такие известные залы, как Ла Скала (Милан), Музикферайн и Штатсопер (Вена), Альте Опер (Франкфурт), Карнеги-холл (Нью-Йорк). Джаррет же выступал в этих залах со своими сольными программами. В 2003 году Джарретт стал лауреатом престижной шведской премии Polar Music Prize за вклад в развитие современной музыки (попутно замечу, что за год до этого премия была присуждена композитору Софии Губайдулиной).

Джаррет, как и многие джазовые музыканты, начинал свою карьеру в шумных джазовых клубах. Но со временем он предпочел более тихую атмосферу, став, таким образом, джазовым пианистом, играющим в концертных залах. И первым подобным значимым событием стал Кельнский концерт (1975). То выступление явилось для многих полной неожиданностью, и большинство восприняло это как исповедь.

Мировую известность музыканту принесли его сольные импровизации. Стиль Джаррета-импровизатора чрезвычайно сложно отнести к какому-нибудь определенному направлению. Он менялся у него в зависимости от того, с кем ему приходилось проводить джейм-сейшн. Ему подвластны все стили – от би-бопа до нью-эйджа. Более всего стиль Джаррета стал узнаваем, когда в 80-х годах он создал Standarts Trio, с которым успешно выступает по настоящее время.

Еще в 70-х годах Джаррет осуществил любопытный музыкальный эксперимент – он основал два квартета: американский (Дьюи Рэдман, Чарли Хейден и Пол Мотьян) и европейский (Ян Гарбарек, Палле Даниэлссон и Йон Кристенсен), которые просуществовали долгие годы. Результаты их творческой деятельности различны. С американскими музыкантами Джаррет постоянно оставался в русле старого джаза, би-бопа, играя стандарты. C европейскими дело обстояло совершенно иначе. Это была эстетика севера, очень близкая Джаррету, причем все музыканты были родом из Скандинавии.

Кейт Джаррет3Уже многие десятилетия Джаррет записывается на студии Манфреда Айкера (ECM – Edition of Contemporary Music). Ее основатель прославился своими экспериментами со звуком, который, по его мнению, должен воссоздавать акустику концертного зала, а не маленького прокуренного клуба. Придание звуку пространственного характера, а также кристально чистые тембры фортепиано, вибрафона и других электро- и акустических инструментов – новая идеология Айкера. Джазовые музыканты вернулись к акустическому фортепиано, что раньше было крайне редким событием – выступления таких джазовых пианистов, как Кейт Джаррет, Чик Кориа и ряда других, превращаются в сольные концерты классической музыки.

Представить наиболее полный творческий портрет Джаррета позволяют и его записи академической музыки. Но удивительно, что репертуар музыканта складывается только из барочной и современной музыки. Венских классиков он не «трогает» (хотя такой опыт у него был, когда он совместно с Чиком Кориа исполнил в Вене двойной фортепианный концерт Моцарта). Нынешние знаменитые исполнители давно признали, что его интерпретация музыки Баха (два тома ХТК, Гольдберг-вариации, все сюиты и партиты), Генделя (сюиты для клавира), Шостаковича (24 прелюдии и фуги), а также многих современных авторов вызывает искренний интерес к столь многогранной личности.

Кейт Джаррет4Исполнение баховских произведений всегда связано у Джаррета с его личными переживаниями. Складывается такое впечатление, будто он сам их сочиняет. Иногда его интерпретации сравнивают с гульдовскими. И это не случайно. Хорошо известно, что свою игру Гульд почти всегда сопровождает пением. Импровизируя, Джаррет тоже не обходится без пения. Но здесь нет и речи об эксцентричности и привлечении к себе внимания со стороны слушателя. Просто музыканты входят в такое состояние, в котором им удобно и приятно исполнять. Однажды в одном из своих интервью Джаррет призвал музыкантов-импровизаторов: «Создавая музыку, не забывайте мечтать…»

К сожалению, Джаррет с гастролями в Россию не приезжает. Но в Европе он частый гость. И при желании можно всегда стать свидетелем его неповторимых и незабываемых выступлений…

Павел Скороходов,
студент IV курса ИТФ

Оставить комментарий