Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В классе не было отвлеченных

№ 6 (104), сентябрь 2010

Что обычно представляет собой открытый урок по сольфеджио? Демонстрацию трудного материала, с которым легко справляются учащиеся, обладающие превосходными музыкальными данными. Нередко дети не только знают задания открытого урока, но и заранее отрабатывают их вместе с педагогом. Поэтому совсем не удивительно, что так часто мы видим быстрые и точные ответы групп по сольфеджио, их слишком уж слаженную работу на открытом уроке.

Но это лишь видимая картина благополучия. В районных музыкальных школах сегодня, к сожалению, редко встретишь детей с хорошими музыкальными данными. Вряд ли они легко справляются с устными диктантами и цепочками не то что с первого, даже с третьего-четвертого раза. А хотелось бы видеть, как работать с «плохими» и «средними» учениками, как добиваться хороших результатов. К этому нужно стремиться вне зависимости от возраста педагога, его разряда и уровня школы.

В преддверии летних каникул в ДМШ № 48 им. В. Я. Шебалина состоялся открытый урок Г. М. Ежиковой с учащимися четвертого класса, на котором вместе с педагогами школы посчастливилось побывать и мне. Все присутствующие были хорошо знакомы с группой задолго до начала урока. Год назад, когда эти 11 ребят со средними данными были в третьем классе, мы также наблюдали за их работой. За прошедшее время они невероятно повзрослели, и это было результатом еженедельного, ежемесячного, ежегодного систематического процесса обучения, направляемого педагогом в нужное русло, а совсем не «натаскиванием».

Показываемая группа шла с опережением программы. Трудность осознаваемого внутренним слухом материала была настолько велика, а темп ответов настолько стремительным, что многие педагоги старших классов могли бы позавидовать таким результатам обучения. Одноголосное и трехголосное пение, запоминание мелодии и ее воспроизведение наизусть, свободное интонирование и определение на слух достаточно длинных аккордовых последовательностей, чтение с листа с предварительным анализом – вот далеко не весь перечень показываемых форм. Но самой поразительной была атмосфера занятия. В общем процессе активного эмоционального восприятия музыки не было отвлеченных – все находились в постоянной работе с самими собой и окружающими.

Безусловно, то, что мы увидели, было результатом колоссальной работы педагога – очень скромной, критичной, безумно трудолюбивой, всегда увлеченной и беззаветно преданной своему делу Г. М. Ежиковой. Она прекрасно чувствовала ситуацию, которая возникала на уроке, мягко и с уважением обращалась к каждому, стараясь помочь понять сложные музыкальные явления.

Да, конечно, неимоверно трудно работать в курсе сольфеджио с учащимися, которые обладают «средними» и «плохими» музыкальными данными. Но, как показывает данный урок, эту трудность можно преодолеть и добиться отличного результата.

Анна Ефанова,
студентка IV курса ИТФ

Оставить комментарий