Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Ars longa

№ 4 (93), апрель 2009

Кризис… Трудно сейчас представить себе человека, у которого это слово не вызывало бы никаких конкретных эмоций. И, к сожалению, эмоций, в большинстве своем отнюдь не безоблачных. Финансовая «эпидемия» стремительно распространилась по всему миру, «заботливо» затронув практически всех – от нефтяных магнатов до уличных попрошаек. Само собой, «инфекция» занесена и в сферу искусства.
С первого взгляда вполне может показаться, что искусство, и музыка в частности, стоит далеко в стороне от происходящих мировых экономических катаклизмов: писатели пишут, танцоры танцуют, певцы поют, художники рисуют, композиторы сочиняют, да и киноконвейер не остановил своего хода. Однако температура и в этом организме превышает отметку 36,6. Хотя по-прежнему устраиваются концерты, по-прежнему выпускаются диски, издаются книги и играют исполнители, но вот объемы всего этого существенно сократились. Достаточно привести несколько примеров.
Большой театр отменил премьеру этого сезона: постановка оперы Дж. Верди «Отелло» французского режиссера Арно Бернара оказалась слишком дорогостоящей. В значительной мере уменьшилось и число концертов, причем затронуло это не только малоизвестных исполнителей, но и прославленных артистов. «Могу вам сказать, что «Виртуозы Москвы» потеряли практически все концерты в Восточной Европе – в Праге, Будапеште, Бухаресте, Белграде. Это нормальное явление сегодняшнего дня…» – таковы печальные факты, констатируемые Владимиром Спиваковым.
Многие талантливые музыканты сегодня не имеют возможности записать диск. Теряют работу журналисты и критики: закрываются журналы (в частности, музыкальный журнал «Play»), ведь в условиях глобальных финансовых проблем то, что было прежде доступно, теперь стало роскошью. Идет сокращение штата сотрудников и в учебных заведениях.
Но давайте опять обратимся к словам Спивакова: «Мы плакать не будем. Наоборот, будем утешать своей музыкой других». Действительно, искусство переживало и более сложные исторические периоды, по сравнению с которыми нынешние проблемы – лишь мелкая помеха, но никак не критическое препятствие. Для вечности все эти кризисные моменты – лишь легкое недомогание, а вовсе не жуткая, неизлечимая болезнь. Ars longa, vita brevis. Да, жизнь коротка, но искусство – вечно!

Галина Можарова,
студентка III курса ИТФ

Поделиться ссылкой: