Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Забытое имя

№ 7 (105), октябрь 2010

235 лет тому назад в Венеции родился композитор, дирижер, органист, вокальный педагог, сыгравший значительнейшую роль в развитии русской оперы – Катерино Альбертович Кавос.

Возможно, он не был гениален как Моцарт, хотя уже в 12 лет написал кантату на прибытие императора Леопольда II в Венецию. Он не был уникален как Бах, несмотря на то что уже в 14 лет стал органистом собора Святого Марка. Но это, безусловно, был неординарный, талантливый музыкант.

…Во времена Екатерины II, Павла I музыкальный театр в России находился в состоянии упадка. И к 1790 году, в отличие от Европы, где уже не первый год развивалось оперное искусство, русская музыка только-только выбиралась из переходного 18 века. Именно в этот момент в Россию приезжает Кавос. За годы пребывания в нашей стране именно он, итальянец по происхождению, заложил основы для создания и дальнейшего развития национальной русской музыкальной школы, именно благодаря ему так вырос уровень вокального мастерства. Он был выдающимся учителем, режиссером, капельмейстером. Кавос стал одним из первых, кто начал изучать народные мотивы, русскую песню.

Но, говоря о музыкальной одаренности Катерино и его великолепных организаторских способностях, нельзя не упомянуть удивительные человеческие качества. Зачастую, рассуждая о личности Художника, мы задаем себе все тот же вопрос: гений и злодейство – две вещи несовместные? Увы, как говорят упрямые факты, – скорее нет, чем да. И в этом свете фигура Кавоса выглядит особенно привлекательно. Только став органистом собора Святого Марка, он добровольно уступает эту работу своему сопернику – пожилому человеку, обремененному многочисленным семейством. Всю свою жизнь он помогает молодым коллегам, зачастую более талантливым, чем он. Помогает не только духовно, творчески, но нередко и материально. Для него нет соперников! Кавос, видя произведения, по масштабу даровитости несомненно превосходящие его собственные, всячески стремится дать им дорогу, вынести на суд публики. Яркий пример – постановка оперы Глинки «Иван Сусанин».

Сегодня Катерино Альбертович Кавос незаслуженно забыт. И если его композиторское творчество не претендует на особое место в ряду музыкальных шедевров, то вклад его в историю развития русской культуры явно недооценен. Хочется верить, что сейчас, по прошествии более двух столетий, многогранная деятельность Кавоса обретет для нас подлинный смысл.

Ольга Ординарцева,
студентка II курса ДФ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий