Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Идеальное сочетание

№ 7 (105), октябрь 2010

Александр Вертинский – символ эпохи. Его образы изысканны, ироничны, артистичны. Но зачастую, воспринимая его творчество, слушатель забывает об очень важном человеке, без которого сейчас трудно представить себе песни этого артиста.

Михаил Брохес, о котором пойдет речь, по профессии, а точнее по призванию – аккомпаниатор. Не самое благодарное дело – мы настолько привыкли к свободному фортепианному сопровождению, что воспринимаем его как нечто само собой разумеющееся, естественное, неотделимое. А между тем, за внешней легкостью и непринужденностью сокрыт нелегкий труд и большой талант.

Вертинский и Брохес четырнадцать лет выступали вместе – с первого концерта, по возвращении артиста в СССР в 43-м году, и до последнего, в майском Ленинграде 57-го. Всего около 4000 концертов! Это был не просто тандем певца и пианиста, это был настоящий равноправный творческий союз, в котором музыканты понимали друг друга с полуслова. Вертинский никогда не записывал своих мелодий и был категорически против исполнения аккомпанемента по нотам. Кроме того, любую свою песню он превращал в миниатюрный спектакль одного актера, и мастерство аккомпаниатора в этом случае должно было быть на высоте. Интуитивное чутье, способность предугадать паузу, интонацию, динамику солиста – качества музыканта, которые встречаются не так часто, как может показаться на первый взгляд.

Вертинский очень ценил мастерство своего аккомпаниатора. В Чите, первом русском городе, в который он приехал после долгой эмиграции, Александра Николаевича попросили дать несколько концертов. Срочно потребовался аккомпаниатор. Среди претендентов был и молодой Михаил Брохес, выпускник Ленинградской консерватории, уже несколько месяцев ездивший с бригадой вокруг Читы. С первых же аккордов, взятых им, стало ясно: это именно то, что нужно.

Об удивительной способности Брохеса чутко и тонко понимать солиста говорит и тот факт, что пианист умел прекрасно имитировать его голос, его манеру пения и сценической речи, и, по воспоминаниям современников, сам Вертинский всегда с удовольствием слушал свои песни в исполнении аккомпаниатора. Впоследствии это его умение стало основой сольной концертной программы – «14 лет с Вертинским».

Фигура аккомпаниатора чаще всего находится в тени. И это не всегда справедливо. Немногие знают, что в «Музыкальном словаре эстрадной музыки» в статье «Аккомпаниатор» идеальное сочетание профессиональных качеств, необходимых человеку этого рода деятельности, рассматривается на примере творчества Михаила Борисовича Брохеса.

Мария Чиркова,
студентка IV курса ИТФ

Оставить комментарий