Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«На Казанскую»

№ 9 (107), декабрь 2010

В начале ноября в Воронеже завершился фестиваль фольклорных и этнографических коллективов «На Казанскую». Идея его создания принадлежит заведующей кафедрой фольклористики Воронежской государственной академии искусств, Заслуженному деятелю искусств РФ профессору Г. Я. Сысоевой. В 90-е годы (первый фестиваль состоялся в 1992 году), когда стиль фольклорных выступлений Воронежа был представлен достаточно поздним слоем материала и множеством авторских обработок, основатели фестиваля «На Казанскую» захотели показать совсем другую, живую традицию – аутентичное исполнение народной музыки.

«В целом, наша идея была такова, – рассказывает Галина Яковлевна, – приглашать на концерты те коллективы, которые работают именно с традицией – не просто поют песни, а стремятся овладеть каким-то музыкальным диалектом. И, конечно, с самого начала мы приглашали бытовые ансамбли, участники которых поют свои местные старинные пеcни». Тогда же, в годы первых фестивалей, была установлена и постоянная дата его проведения – 4 ноября, традиционный день празднования Иконы Казанской Божьей Матери, явившей свою чудодейственную помощь ополчению Минина и Пожарского.

В этом году «На Казанскую» проводился в 19-й раз. За прошедшее время неоднократно менялись его участники – молодежные и этнографические ансамбли, их состав и репертуар. И все же, несмотря на эти перемены, во всех выступлениях осталось неизменным главное – ощущение искренности, мудрости и красоты народной песни. Казалось, что все выступающие движутся к одной цели – сохранению народной песни в ее первозданном виде. Наверное поэтому на заключительный концерт фестиваля в зале областной филармонии Воронежской академии искусств билеты закончились задолго до его проведения, а перед началом места не было даже в фойе, где в рамках фестиваля проходила выставка декоративно-прикладного творчества и народных промыслов. Люди разных возрастов и специальностей из многих городов и областей России приехали в Воронеж, чтобы попасть именно на этот концерт.

Как считает Галина Яковлевна, главное для слушателей – правда на сцене: «Зрители мысленно проживают то, что происходит. Наши песни пробуждают размышления о судьбах страны, о родителях, о душе, мы преследуем цель показать Россию, которая многим, особенно городским жителям, просто неведома. Фольклор, который мы показываем, скрепляет наше настоящее с прошлым». Это ощущение причастности к прошлому в настоящем появилось с самого начала концерта, когда зазвучала молитва иконе Казанской Божьей Матери в исполнении фольклорного ансамбля «Воля». Оно не ушло и по окончании концерта, когда в фойе кем-то невзначай начатая песня была подхвачена сразу несколькими людьми, прежде вовсе не общавшимися друг с другом.

Выступление местных коллективов – еще одна из замечательных традиций фестиваля. В концерте смогли принять участие многие воронежские фольклорные ансамбли – Академии искусств («Воля», рук. Г. Сысоева), Центра народного творчества («Радовесь», рук. С. Ревнёва), филфака Университета («Терем», рук. Г. Христова), Дворца культуры («Паветье», рук. А. Самотягина), школы дополнительного образования и Центра развития детей и юношества («Семеюшка» рук. Е. Агаркова), села Хохол («Хохольские родники», рук. В. Глушков). Выступали гости из Липецка: ансамбль «Воскресенье» (рук. К. Ивашенко) и народный исполнитель Андрей Ивлев, мастерски сыгравший «Цыганочку» своего родного края на елецкой рояльной гармони. Приехали и дебютанты – детский фольклорный ансамбль «Одонье» (рук. Н. Демченко) – никаких концертных целей этот коллектив перед собой не ставил, просто дети росли с песнями и учили их «для интересу». Их участие было оценено долго не смолкающими аплодисментами.

В первом отделении особенно удачным стало выступление ансамбля «Воля», показавшего фрагмент новой программы «Про любовь». Исполнение традиционных народных песен в ней органично соединялось с рассказом о любви в трех возрастах. Участники подобрали такие жизненные ситуации, что многие из сидящих в зале не могли сдержать слез. (На следующий день эта композиция прозвучала целиком в рамках форума «Живая традиция», проводившегося в Москве, где была очень тепло принята слушателями.)

Во втором отделении выступали сельские этнографические ансамбли, исполнявшие песни своих родных сел – Новая Криуша (рук. Е. Багрий) и Пузево (рук. А. Евсюкова) Воронежской области, Иловка (рук. Е. Стручаева) и Нижняя Покровка (рук. Н. Маняхина) Белгородской области. Все участники – и стар и млад – выступали в народных костюмах своего села, надев которые они становились как бы одного возраста. В результате каждый из присутствующих мог воочию увидеть, как передается традиция от одного поколения к другому. Трудно даже представить, сколько лет тем песням, что они поют сегодня! Народные мастера на протяжении многих жизней бережно хранят песни свого села и высочайшее певческое искусство своих предков, они нигде не учились, только прислушивались и присматривались к тем, кто поет, не смея им мешать. Остается поражаться мастерству их исполнения – легкости импровизаций, сложности голосоведения…

Удивительное по красоте пение, пробуждающее в душе что-то очень знакомое и родное, останется надолго в памяти тех, кто был на заключительном концерте фестиваля «На Казанскую». За приобщение к русским традициям народного пения южных областей России, за теплую атмосферу, царившую на фестивале, хочется от души поблагодарить его организаторов – управление культуры администрации города, Воронежскую академию искусств и лично Галину Яковлевну Сысоеву, без которой, наверное, праздник не получился бы таким, каким он в итоге вышел.

Анна Ефанова,
студентка IV курса ИТФ

Оставить комментарий