Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

От Моцарта к Денисову

№ 9 (107), декабрь 2010

Еще никогда мне не доводилось быть свидетелем такого высокого и тонкого мастерства, такого разнообразия тембровых красок и стилистических вариаций, как на втором концерте цикла «Флейта на пути к ХХ веку». Он состоялся 14 ноября в Рахманиновском зале, одном из самых уютных и любимых многими музыкантами, силами флейтистов и Камерного оркестра Московской консерватории под управлением Феликса Коробова. В зале не было ни одного свободного места, а публика была столь внимательная, что одна пожилая дама, сидящая рядом со мной, даже вежливо попросила отключить ноутбук со словами: «Это очень отвлекает, надо слушать музыку, иначе ничего не поймете!»

В первом отделении был мастерски слаженный, «чистый» Моцарт! Органичность игры юных музыкантов завораживала, не было ничего излишнего – все в рамках эстетики эпохи с тонким балансом между mp и mf, между andante и adagio… Флейтистка Ольга Змановская блестяще справилась со своей партией, а оркестр вторил ей, исполняя изящные реверансы солистке в Andante для флейты и оркестра До мажор. И следующий номер – Концерт Моцарта для флейты и арфы с оркестром До мажор (профессор Александр Голышев и профессор Ирина Пашинская) – встретили бурными овациями. Их Моцарт был настолько идеален и легок, что это исполнение можно считать поистине образцовым.

К сожалению, или скорее к счастью, аналитические процессы в моем сознании мгновенно отключились и я всецело предалась волшебной музыке. Публика тоже, затаив дыхание, наслаждалась. Пожилая дама в соседнем кресле вдохновенно тактировала и изображала движение фраз от начала до самого конца. Во второй части раскрылся лирический Моцарт и вспомнились высокие строки Пушкина. Приятно удивил умеренный темп третьей части: современные дирижеры часто спешат, отдавая дань нашему времени. Однако Моцарт не терпит суеты. Размеренный и в то же время активный финал стал грациозной вершиной сочинения, он был воспринят моей соседкой очень горячо: она чуть не приплясывала и методично помахивала рукой в такт музыке.

Второе отделение открывалось Концертом для флейты с оркестром Э. Денисова. Антон Сильвестров в качестве солиста был очень органичен в ансамбле с оркестром. В современном произведении музыкант становится подобием ренессансного менестреля: он не только исполнитель, но творец. Меня поразили артистизм, техничность и, главное, понимание того, что он играет. В исполнительской практике это очень ценное и достаточно редкое качество, не каждому удается передать слушателю концепцию сочинения.

Публика по большей части не была готова к прослушиванию такого рода музыки. В этом мне видится некоторое упущение ведущей – было бы уместным прояснить смысл и особенности данного сочинения, чтобы приблизить слушателей к его восприятию. Кроме того, с последнего ряда ее не было слышно. В итоге многие покинули зал… И очень жаль! Как оказалось, записи этого сочинения не существует, и публика упустила редкую возможность послушать одно из самых интересных сочинений Денисова.

А в завершение концерта выступил квинтет флейтисток, учениц профессора Голышева из ЦМШ, исполнивших «Хоровод гномов» Баццини. Этот номер стал настоящим сюрпризом для публики! Девушки были настолько очаровательны и органичны в ансамбле, что трудно выделить кого-то в отдельности. Это был очень профессиональный, техничный и артистичный ансамбль прекрасных маленьких фей, и для оставшихся слушателей заключение концерта стало настоящим подарком.

Татьяна Сварицевич,
студентка IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: