Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Старая сказка на новый лад

№ 1 (90), январь 2009

При всеобщем засилии жестоких заграничных мультиков, модных западных мюзиклов, бестолковой и зачастую вредной «культурной продукции» для малышей, детский Театр имени Н.И.Сац предстает как нечто чудесное и светлое. Когда-то и меня родители водили в этот сказочный мир, который по праву называют восьмым чудом света. И «Волшебная флейта» Моцарта, которую в свое время удалось там посмотреть, до сих пор ассоциируется в моем сознании со сказочной клеткой с птицами.

Снегурочка

А ныне, существует ли он еще? Этот театр как-то совершенно исчез из поля зрения, его нет ни в рекламе, ни в модных анонсах. Оказалось, существует. Меня пригласил на спектакль аспирант консерватории, композитор Владимир Соколов: ставился его балет «Снегурочка» по мотивам пьесы-сказки Островского.
Честно говоря, было страшновато вернуться в тот мир детства, оценивая его уже с позиции взрослого человека. При первом приближении, снаружи, театр показался серой неприступной и необитаемой крепостью. Но стоило только зайти внутрь, как впечатление тотчас же изменилось. Атмосфера оказалась очень уютной и до боли знакомой. Словно все осталось тем же: и приветливые бабушки-билетерши, и уютные диванчики, и мостики на втором этаже, и вольер с птицами, и сказочные скульптуры. И все это так же неизменно восхищает юных гостей.
Следующее, что приятно поразило, – полный зал и внимание зрителей. А ведь ставился балет! И хотя в афише значится, что он предназначен для детей от пяти лет, все же, думается, балет несколько сложнее для детского восприятия, чем театр с пением и разговорными диалогами.
В помощь детям каждое действие начинали и заканчивали скоморохи, которые вводили зрителей в курс событий. С интересом наблюдать за происходящим помогали также очень красивые декорации и костюмы танцовщиков, стилизованные в языческом древнерусском духе. Но, конечно, главной героиней спектакля все-таки была музыка.
Надо отдать должное композитору: он решился на поистине отважный шаг – написать музыку к спектаклю на сюжет, который давно озвучен самим Римским-Корсаковым. Правда, жанр этого спектакля другой – балет, причем балет детский, рассчитанный на совсем юных зрителей, живущих в современном мире.
Музыкальное решение спектакля оказалось довольно необычным. Фольклорные мотивы, которые естественно диктует сюжет, переплетаются здесь с электронной музыкой и джазовыми обработками. Но взаимодействие таких разных начал не вносит диссонанса. Напротив, возникает впечатление, что музыка постоянно ведет диалог с другим важнейшим компонентом представления – танцем, и трудно сказать, кто здесь играет ведущую роль.
Подобно звучанию, танец в спектакле также решен по-современному необычно. Энергичная, пульсирующая музыка стала основой хореографии, в которой сочетаются джаз-балет, спортивные па и элементы фольклорных танцев. В чем-то даже можно усмотреть некоторые дискотечные движения, но это почему-то совершенно не раздражает, а напротив, смешит, добавляя спектаклю современную изюминку.
Единственное, что несколько смазывало впечатление, – так это оркестр, который оставлял желать лучшего. Но зал этого не замечал. Маленьким зрителям ни на минуту не удалось заскучать на таком красочном представлении. А значит, спектакль удался.

Анна Утешева,
студентка IV курса ИТФ

Оставить комментарий