Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

С большим подъемом

№ 1 (108), январь 2011

14 ноября череду хоровых концертов на фестивале «Московская осень» открыл Хор студентов Московской консерватории под управлением профессора С. С. Калинина. Программа включала произведения девяти авторов – А. Киселева, Е. Коншиной, В. Рябова, Е. Кожевниковой, Ю. Тихоновой, В. Калистратова, А. Гордечева, В. Агафонникова, А. Ларина. Мне удалось не только участвовать в исполнении, но и поговорить с некоторыми авторами после концерта. Они с удовольствием рассказали о своих произведениях, о впечатлениях от исполнения сочинений коллег, о работе хора и его руководителя.

В. Агафонников: Мне очень понравилось сочинение Юлии Тихоновой. Подкупают ее композиторское мастерство, умение применить его по отношению к хору. Ведь хор, как известно, состоит из четырех единиц – сопрано, альт, тенор и бас, поэтому в работе над произведением первостепенное значение имеет владение полифоническим письмом.

Я благодарен судьбе за то, что мое сочинение было исполнено. Работа была проведена сложная, и то, что сделано за очень небольшой срок – было сделано с любовью, с уважением и к авторам, и к музыке. Коллектив в высшей степени профессиональный. Все музыканты показали большую певческую культуру, понимание того, что они делают. В результате было не просто пение нот – была передача сути замысла авторов…

Ю. Тихонова: В программе были разнообразные полотна. Композиторы обращались и к классике, и к современной поэзии. Часть произведений написана в традициях, близких Рахманинову – Свиридову, и на этом фоне выделялись работы иной композиторской техники, такие как «Утренняя молитва последних оптинских старцев» Кожевниковой и «AshWednesday» Ларина. Хор достойно справился со сложной программой, причем за короткий срок, что говорит о его высоком профессиональном мастерстве.

Мое произведение – «Осень» на слова А. Фета – миниатюра. Как в стихах, так и в музыке проведены параллели: картины природы – и чувства человека: листопад, осенние листья и, одновременно, человеческие переживания… Подобно картинам импрессионистов, ощущения переданы через звукоизобразительность, акустический эффект эха, технику пуантилизма, переменные ритмы и терпкие гармонии…

В. Калистратов: Я непосредственно причастен к истории хоровых концертов «Московской осени»: в течение 20 лет я был председателем хоровой комиссии. Причем первый хоровой концерт фестиваля стал одним из первых концертов вообще в Рахманиновском зале: консерватории тогда только-только было передано здание бывшего Синодального училища и зал снова заговорил! С тех пор традиция хоровых концертов продолжается на каждой «Московской осени», и уже не только в Рахманиновском. Публика всегда проявляет к ним большой интерес, обычно на таких концертах зал набит до отказа.

Как и обычно, я болел больше за коллег, чем за свою музыку. Это талантливые, яркие композиторы, каждый проявляет себя в различных стилях, порой противоположных…. Исполнением моего произведения остался доволен. Идея его создания возникла случайно: прочитал в газете «Коммерсантъ» статью Евтушенко про Вертинского и его стихи. В них выражена скорбь и боль: братоубийственные войны, гибель неповинных молодых людей, больные вопросы России…. Я присутствовал на многих репетициях, и мне очень понравилось, как отнеслись к работе и дирижер, и студенты. В итоге, несмотря на непрерывный учебный процесс и минимальное время разучивания большой программы, получилось прекрасное исполнение. Отличную провел работу Станислав Семенович – уверенно, убежденно, с большим подъемом. И самое важное, что было в концерте, – это возникшее сопереживание: публики, дирижера, композиторов…

Концерт получился действительно очень выразительным. И настолько понравился, что хор получил приглашение повторить программу 9 декабря – теперь уже в рамках Молодежного музыкального клуба Григория Фрида…

Ольга Ординарцева,
студентка II курса ДФ

Поделиться ссылкой: