Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Лирическая исповедь

№ 1 (108), январь 2011

Лучшее, что было накоплено в музыке XIX века, не потеряло в его творчестве своей силы, но приобрело строгость и аскетичность «одежд» XX века, умение кратко и просто высказывать мысли… Таков не столь давно ушедший из жизни Михаил Тертерян – композитор, пианист, педагог. Его музыка звучит не часто, хотя перу автора принадлежат Вариации для фортепиано с оркестром, Виолончельная соната, камерные сочинения, вокальные и инструментальные. В прошедшем году в Музее музыкальной культуры им. Глинки состоялся вечер его памяти. Для многих слушателей этот концерт стал открытием.

В исполнении ученицы М. Б. Тертеряна, великолепной пианистки и органистки Марии Макаровой, звучала фортепианная музыка композитора: Элегия памяти Эмина Хачатуряна, Полифоническая пьеса № 2, две прелюдии, Полька-шутка, Хорал. Несколько пьес, разных по характеру, но схожих в одном: они трогают глубиной содержания, сосредоточенностью мысли, скрытыми за изящной мелодикой, яркими, но не вычурными гармониями. В каждой из них проводится краткая, но важная мысль.

Звучала и камерно-вокальная музыка Михаила Бабкеновича. Она продолжает традиции романсов и песен П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова при ощутимом влиянии и XX века, особенно в области гармонического языка. Подобно французским символистам композитор освобождает голос (Татьяна Рубинская, меццо-сопрано) от «обязанности» соперничать с роялем: исполнители соединяются в дуэте двух друзей, уважающих и горячо любящих друг друга. М. Тертерян обращается к поэзии классиков (Ф. Тютчев) и своих современников – О. Туманяна, М. Маркарян, каждый раз находя новое музыкальное решение.

В последние годы часто возникают дискуссии, посвященные судьбе современной музыки. Размышления о дальнейших путях развития серьезного искусства занимают умы и композиторов, и искусствоведов. Порой музыку композиторов второй половины XX века, не стремящихся к революционным новшествам и сверхновациям в творчестве, упрекают в старомодности. Но всегда найдутся музыканты, которые воскликнут: о какой моде может идти речь! И действительно, разве теряется интерес к романтикам лишь от того, что их век уже прошел?! Лирическая исповедь, откровение души, умение видеть красоту жизни и по-настоящему ей радоваться никогда не выйдет из моды. Точнее, мода – бессильна перед ними, поскольку их век – вечность…

Хочется надеяться, что и музыка Михаила Тертеряна будет продолжать звучать на концертах и музыкальных вечерах, помогая слушателям радоваться каждому дню жизни.

Наталья Никонова,
студентка IV курса ИТФ

4 комментария for “Лирическая исповедь”

  1. 1Татьяна Тертерян

    Спасибо за тёплые слова о творчестве моего мужа. Он оставил большое количество сочинений: фортепианные пьесы, романсы, сонаты, вариации, фортепианный концерт, музыка для скрипки и фортепиано, соната для виолончкли и фортепиано, трио, 4 поэмы для трубы и ф-но, музыка для кларнета… Наибольший интерес представляет музыка для фортепиано, так как автор был прекрасным пианистом (ученик Якова Мильштейна). Сейчас я привожу в порядок его музыку, многое сохранилось в виде рукописей карандашом. Набираю нотный текст на компьютере. Что буду делать дальше, пока не знаю. Огромное спасибо замечательным музыкантам Марии Макаровой и Татьяне Рубинской за их прекрасное исполнение. Миша гордился, что Маша Макарова была его ученицей. Спасибо Вам, Наташа, за эту статью. Я рада, что музыка Михаила Тертеряна нашла отклик в вашей душе. С уважением Татьяна Тертерян.

  2. 2Алексей Соколов

    Очень жаль, что уходят из жизни талантливые, скромные, интеллигентные люди. Я окончил МГИМ им. А.Шнитке, где преподавал маэстро, и очень хорошо помню этого человека. Хочется, чтобы музыка, которая остается после ухода художника, жила и доходила до слушателей, и чтобы звучала чаще, чтобы не «заросла» в наше жесткое коммерческое, бездушное время. Вечная память Михаилу Бабкеновичу.

    Композитор и исполнитель Алексей Соколов

  3. 3Ольга Михайловна Бакаева

    Замечательный, тонкий, добрый учитель, с добрым юмором. Я училась у него в середине 70-х годов (тогда это было училище имени Октябрьской революции). Мне кажется, что многие ученики Михаила Бабкеновича сами стали учителями, и тут не обошлось без влияния этого удивительного человека. Самые тёплые и трогательные воспоминания о Михаиле Бабкеновиче с нами всю жизнь. Вечная память.
    Бакаева Ольга Михайловна, выпуск 1978 года

  4. 4Елена Васильевна Митина

    Михаил Бабкенович был моим преподавателем по классу фортепиано с 1970 по 1974 год в муз. училище им. Октябрьской революции. Прошло около 39 лет, но я очень хорошо помню этого замечательного, душевного, талантливого человека с большими и добрыми глазами. Я часто посещала концерты в муз. училище, где Михаил Бабкенович исполнял фортепианные произведения своего любимого композитора Скрябина. Глубоко тронута его кончиной. Царствие ему небесное.

Оставить комментарий