Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Инопланетное вторжение?

№ 3 (110), март 2011

Ноутбуки, мобильные телефоны, плееры, электронные книги… Человек XXI века не мыслит свою жизнь без гаджетов. Что бы мы ни делали, куда бы ни спешили, нас всегда сопровождает какая-то техника. Она уже давно применяется и в музыкальной сфере, в частности, добралась до сольфеджио… 7 февраля 2011 года в ДМШ имени Ю. А. Шапорина Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке состоялась лекция, посвященная взаимодействию предмета сольфеджио с новейшими компьютерными технологиями. Ее провел Александр Евгеньевич Дадиомов – преподаватель теоретических дисциплин в названной школе и в ЦМШ.

На встрече был затронут ряд тем: внедрение компьютерного обучения в музыкальных школах для оказания помощи в освоении сольфеджио, знакомство с некоторыми компьютерными программами, их анализ и тестирование. Как выяснилось, большинство таких программ – англоязычные, что создает определенное неудобство при их использовании в России, особенно людьми, плохо владеющими иностранным языком. В программах же, переведенных на русский язык, зачастую встречаются ошибки и нелепости: переводы делаются не музыкантами, поэтому не всегда корректны и не учитывают специфику музыкальной терминологии. Кроме того, за рубежом они рассчитаны для применения в вузах, а в России используются уже в детских музыкальных школах.

Практически все предложенные программы нацелены на тренировку слуха и усовершенствование теоретических знаний. В центре внимания – лады, интервалы, аккорды, ритм. Например, ученик решил потренироваться в определении ладов на слух: он может прослушать их, задав такое условие в настройках, – в момент звучания конкретный лад будет «подсвечиваться» на мониторе. Немалый интерес представляют задания на определение тембров инструментов, а также угадывания звуков на слух (причем можно настроить звучание даже на определение четвертитонов!). Многие программы предлагают упражнения, связанные с проработкой ритмических фигур, гармонических последовательностей, с построением  интервалов и аккордов на время…

Особенно детей привлекает игровое сольфеджио. На встрече была показана игра «Инопланетное вторжение». Смысл ее в том, чтобы определить звук, изданный «вражеским космическим кораблем» (угадать ноту и нажать клавишу, соответствующую этой ноте). Если выполнять задание правильно, «враг» будет побежден.

В программах предусмотрено и написание музыкального диктанта. В качестве мелодий даются немецкие и норвежские детские песни, отрывки из инвенций Баха. Диктант можно слушать целиком или фрагментарно, а затем самостоятельно проверить запись с помощью компьютера. Такое задание развивает еще и честность ребенка перед самим собой, ведь очень нелегко удержаться и не подглядеть!

Компьютерные программы чем-то напоминают привычные нам «Рабочие тетради по сольфеджио» (Т. Первозванская, Г. Калинина и др.). Только в данном случае вместо них – монитор, а вместо проверяющего педагога – бездушная машина, вычисляющая статистику ошибок. Хорошо это или плохо – вопрос сложный. С одной стороны, ребенок, пропустивший занятия или слабо владеющий материалом, может сам в достаточно интересной форме восполнить пробелы в знаниях. С другой – никакой компьютер не заменит живого человеческого общения и не передаст опыт учителя, особенности его мышления, его «изюминку». Надо совмещать и то, и другое.

Наталья Русанова,
студентка
III курса ИТФ

Оставить комментарий