Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

На родине Энеску

№ 2, декабрь 1998

Наконец-то наш оркестр выехал за рубеж! Оркестр студентов Московской консерватории, где первые партии исполняют их профессора. Профессиональный коллектив под названием «Оркестр Большого зала консерватории», в котором слияние молодого темперамента, многолетнего творческого опыта и возможность выступать на прославленной, знаменитой на весь мир сцене, является постоянным залогом успеха.

Идею создания подобного коллектива воплотил руководитель оркестрового класса, профессор Московской консерватории, Леонид Владимирович Николаев. Его стремление к живой творческой атмосфере в учебном оркестре, способствующей воспитанию молодых исполнителей, нашло живейший отклик у наших педагогов. Валерий Попов, Владимир Соколов, Евгений Фомин, Валентин Снегирев – с этими выдающимися музыкантами, как и со многими другими, получили возможность разделить свое репетиционное время нынешние студенты консерватории. Закончив IV курс и освободившись, тем самым, от обязательств по оркестровым программам, некоторые студенты садятся опять в оркестр и проводят там долгие часы.

В программах концертов оркестра прозвучал уже целый ряд великих произведений — фортепианные концерты Прокофьева, 21 симфония Мясковского, «Вестсайдская история» Бернстайна, «Американец в Париже» Гершвина, «Поэма экстаза» Скрябина, «Весна священная» Стравинского. С публичных выступлений оркестра было записано несколько компакт-дисков, к их услугам  прибегают и некоторые зарубежные артисты.

Однако первая гастрольная поездка оркестра состоялась совсем недавно – с 19 по 24 сентября коллектив  гостеприимно принимала Румыния. Репетиции к поездке закипели с самого начала учебного года. В качестве солистов-виолончелистов в поездку были приглашены студент консерватории Павел Гомзяков  ( класс проф. Д. Г. Миллера, концертмейстер в группе) и совсем юный музыкант Cережа Антонов, в игре которого, как показали гастроли, уже видна необычайная одаренность и настоящий музыкантский профессионализм.

Первый румынский концерт был выступлением на Международном музыкальном фестивале Дж. Энеску в Бухаресте, где вслед за многими заслуженными коллективами оркестр должен был исполнить произведения современных авторов, а также «Концертная фантазия» Энеску для виолончели с оркестром. Пришедшие на концерт композиторы — Тибериу Олах и Димитриу Капаяну, представители различных творческих направлений, остались вполне удовлетворенными «трудоемкой» интерпретацией их сочинений. Дирижировали концертом Л. Николаев и молодой дирижер из Молдовы Ю. Ботнарь. На бис была дана I часть из «Симфонических танцев» Рахманинова, после которой неимоверно богатое акустикой помещение концертного зала «Атенеум» огласила буря аплодисментов. Начало румынских гастролей состоялось.

Программа следующих трех концертов в провинции, проходивших с интенсивностью один концерт в день, была словно рассчитана на единение двух народов: в ней соседствовали «Фантазия» Энеску и «Симфонические танцы» Рахманинова.

Первыми были Яссы – старинный город в румынской Молдавии. Однако концерт, к началу которого наши музыканты прибыли после долгой дороги, не позволил артистам как следует осмотреться. Выступление на сцене оперного театра с не лучшей акустикой скрыло от публики многое из богатства оркестровой палитры, а самим оркестрантам было неуютно оттого, что они плохо слышали друг друга. Однако хороший уровень подготовки программы вывел концерт на уровень события.

Второй город – Брлат, глухая провинция, населенная, помимо прочего, нищими и бродячими цыганами. Думается, детский дом, радостно встретивший коллектив и городской клуб, в котором не нашлось даже достаточно пультов, надолго останутся под впечатлением от снизошедшего к ним чуда.

И наконец, Брашов. Цивилизованный европейский город с ландшафтом Инсбрука, с чистыми улицами, красивыми строениями… Последний концерт состоялся в Доме офицеров – колонный зал, интеллигентная публика, стоящие сбоку очарованные студенты. Профессор Николаев был в ударе, оркестранты внимали ему как один большой стройный организм. И вся боль, все страдание автора «Симфонических танцев» хлынули в сердца растроганной публики… Успех! Живой, действительный успех, укрепивший честь и славу Московской консерватории.

Николай Серов,
студент

Оставить комментарий