Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В атмосфере праздника

№ 5 (94), май 2009

МарикаАх, как же все-таки многолика театральная Москва! Если выпадает свободный вечер и появляется желание куда-то сходить, то от выбора глаза разбегаются. Посещение театра для многих ее жителей всегда было значительным культурным и светским событием, разнообразие же позволяет каждому выбрать спектакль «себе по душе».

Недавно в Московской оперетте в очередной раз шла зажигательная «Марица» Кальмана. Как известно, оперетта – жанр легкий, развлекательный, с запутанной любовной интригой и красивыми запоминающимися мелодиями, с эффектными танцами и яркими костюмами. Мы не найдем здесь ни высоких идей, ни углубленных психологических характеристик героев, ни особых возможностей для многозначных интерпретаций. Типичные характеры, типичные амплуа, типичные ситуации, типичные сценические формы… Можно сказать, что оперетта – один из самых консервативных жанров. Окончательно сложившись в ХIХ веке, она практически осталась неизменной. Но это не мешает ей на протяжении вот уже как минимум двух столетий жить насыщенной жизнью и пополнять круг своих почитателей. И не столько профессиональных музыкантов, сколько менее взыскательных зрителей – простых любителей музыки. Поэтому мне было очень интересно посмотреть на уровень постановки, которая предполагает присутствие в зале достаточно неподготовленной публики.

Сюжет «Марицы» полностью соответствует своему жанру. Красивая и богатая девушка, спасаясь от многочисленных поклонников, уезжает из огромного города в свое имение, к цыганам, устроив там себе помолвку с вымышленным женихом – персонажем популярной опереттки Штрауса. Она и не предполагала, что найдет там свою любовь и что объявится ее несуществующий жених – человек с тем же именем… Так завязывается любовная интрига, которая тесно переплетается с финансовыми интересами героев. Кроме того, «Марицу», как «самую венгерскую оперетту Кальмана», украшают колоритные цыгане – и в вокальных номерах, и в танцевальных.

Сюжетная основа дает богатый простор для фантазии режиссера-постановщика. Оформление спектакля выполнено хоть и традиционными средствами, но зато в ненавязчивой и доступной форме. Именно такие декорации, стилизующие начало прошлого века, как нельзя более удачно подходят ко всему происходящему на сцене. Спектакль пестрит разнообразием одежд: многократно меняет наряды главная героиня, туалеты остальных персонажей также в точности соответствуют их амплуа. Но наибольшей изобретательностью отличаются костюмы балета: то это светские барышни, то венгерский народ, то цыгане. И, судя по реакции зала, самыми эффектными оказались наряды танцоров из сцены в кабаре, где девушки в облегающих полосатых черно-белых одеждах грациозно изображали зебр!

марикаС моей точки зрения, хореографическое, как и сценическое оформление спектакля выполнены на очень высоком уровне. Танцы отличались разнообразием, четкостью, синхронностью и, что не менее ценно – эмоциональностью. Часто на лицах танцоров можно было видеть искренние улыбки, чувствовалось, что они получают удовольствие от своего дела. И, что еще более ценно, танцы, несмотря на их значительное количество, не утяжеляли действие.

Имре Кальман по праву считается одним из классиков жанра оперетты, и «Марица» стоит в одном ряду с такими вершинными произведениями, как «Баядерка», «Сильва», «Фиалка Монмартра»… В ней много красивых и запоминающихся мелодий. Некоторые из них, такие как «Поедем в Вараздин…», «Гей, цыган, звонче играй…» – неоднократно повторяются на протяжении оперетты, создавая музыкальные арки, образные и сценические переклички. Одним словом, музыка удовольствия! Именно такой она предстает и в спектакле.

Однако собственно музыкальная сторона постановки не отличалась безупречностью. Претензии касаются в основном оркестра: у меня сложилось впечатление нестройности, неслаженности и даже «наплевательского» отношения. Казалось, что музыканты просто забыли настроиться. Думаю, что фальшь слышала не только я одна, и это было очень неприятно.

Зато исполнители главных ролей приятно удивили. Красивые голоса, чистота интонации, безупречная актерская игра радовали в течение всего спектакля. Каждый характер был ярким, выпуклым и запоминающимся. При этом чувствовались незримое общение с залом, их органичная взаимосвязь. Хочется отметить и грамотную «подзвучку» голосов: микрофоны находились на полу авансцены, их практически не было видно, а баланс между певцами и оркестром был прекрасный.

В целом от спектакля осталось очень приятное впечатление. Актеры смогли подарить зрителям хорошее настроение, поделиться своей энергией. В зале царила атмосфера праздника, частичку которого каждый смог унести с собой домой.

Светлана Снигирева,
студентка IV курса ИТФ

Оставить комментарий