Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Дон-Кихот» – христианский символ?

№ 5 (94), май 2009

ГитисТеатр «ГИТИС» – первая профессиональная площадка для студентов, где начинающие таланты пробуют свои силы. Нередко их спектакли становятся значительным событием театральной жизни Москвы. Что-то даже можно поставить в один ряд с работами признанных мастеров.
Имя Георгия Ансимова широко известно в связи со значительными оперными постановками. Кроме того, его деятельность связана и со многими спектаклями студенческого театра «ГИТИС». Среди последних поставленных им работ «Дон-Кихот» на музыку Тихона Хренникова выделяется не только своей классичностью, но и скрытой христианской символикой.
Одна из важнейших тем спектакля – тема семьи. Семья для Ансимова заключает в себе глубоко христианский смысл: «Если даже неверующий человек ценит и бережет семью – это и есть религия. Основа веры – любовь; когда кончается вера – кончается любовь.
Семья рыцаря Алонсо Кихано (он же Дон-Кихот) в спектакле показана пародией на семью. Там, где, казалось бы, люди должны поддерживать друг друга, происходит обратное. Режиссер подчеркивает: в этой семье нет взаимной любви. И музыка Хренникова безусловно это отражает: бесконечные повторы символизируют «туповатость» и «недалекость» мыслей родственников Кихано, желающих как можно скорее заполучить наследство.
Несмотря на гламурные шуточки, которые отпускаются в адрес Дон-Кихота и Санчо Пансы, зрителю совсем не смешно. Спектакль трагичен, и виной тому образ главного героя, созданный артистом К. Гордеевым. Дон-Кихот в романе – мечтатель, а в постановке его романтические порывы выглядят просто сентиментальными. Немощь героя сильно утрирована, а его судьба воспринимается скорее как урок благочестивой жизни, праведного служения.
Рыцарь показан до невероятной степени инфантильным. Эту беспомощность, старость символизируют и декорации (рваные полотна грязного серо-коричневого цвета), и костюмы тех же цветов. Режиссер постоянно подчеркивает сильный контраст между Дон-Кихотом и Санчо, с одной стороны, и остальными персонажами спектакля, с другой. Дон-Кихот и его спутник не просто люди высоких нравов, они люди как бы другого мира. Тех же, с кем их сводят обстоятельства, отличают и подчеркнуто грубая, фамильярная музыкальная лексика, и уличные костюмы. Режиссер представляет их как два параллельных мира, случайно столкнувшихся друг с другом: мир разврата и мир целомудрия, мир пьянства и мир трезвости.
Справились ли актеры с задачей, которую поставил перед ними режиссер? Наиболее ярко и талантливо была сыграна роль Санчо Пансы (В. Ганьшин). Вокальные способности исполнителя покорили слушателей мастерством, а тембр его голоса – своей красотой. Самой сложной для актерского воплощения оказалась роль Дульцинеи (М. Плужникова), поскольку потребовала сильного эмоционального напряжения. Музыкальное сопровождение спектакля было поручено трем очаровательным исполнительницам, сидящим у кулис (два рояля и синтезатор). Из них самая большая нагрузка досталась, как и положено, первой пианистке, игравшей почти без перерыва весь спектакль.
Каждое выступление для молодых актеров – экзамен. А задачей режиссера остается найти оптимальную форму постановки, чтобы высветить в той или иной мере музыкальный и драматический талант каждого артиста.

Екатерина Данилова,
студентка IV курса ИТФ

Оставить комментарий