Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Традиции и аутентизм

№ 6 (113), сентябрь 2011

Ход истории не остановить. Технология, экономика, философия, искусство – все развивается. И чем дальше идет развитие, тем больше исторических богатств остается у нас за плечами. То же самое происходит и в музыке, но в разных странах по-своему. Не все одинаково ценят опыт прошлого.

В Китае, Иране, Японии, Индии и некоторых других странах до сих пор жива традиция. Она смогла измениться и существует в современных условиях. Непрерывная передача знаний от учителя к ученику на протяжении сотен и тысяч лет способствует сохранению древнейших традиций. Сейчас есть возможность услышать высококлассных исполнителей, глубоко погруженных в собственную культуру. Благодаря ежегодным фестивалям «Вселенная звука» (в мае он прошел уже в девятый раз), «Душа Японии» (осенью состоится тринадцатый), «Собираем друзей» (в августе ему исполнится 4 года) и научно-творческой программе «Потомки Арктиды», в Москве и некоторых других городах России можно слушать музыку, сохранившуюся с давних времен. Приятно не только ждать уже знакомых музыкантов, но и знакомиться с новыми.

Традиции сохраняются не везде одинаково. Смысл китайской классической музыки – в воссоздании произведения в неизменном виде: важно, чтобы ученик точно повторил пьесу за учителем. Уже несколько тысяч лет остается постоянным репертуар. В иранской и индийской культуре, напротив, больше распространено музицирование – рождение нового произведения, некая импровизация в соответствии с определенными правилами. Качество такого исполнения зависит от таланта, знаний, эрудиции и опыта исполнителей. Но в любом случае эти музыкальные культуры опираются на древние корни, прошедшие испытание временем.

Взглянем на Европу. Здесь до ХХ века на разных этапах развития люди хотя и опирались на опыт предшественников, в основном старались подчеркнуть свою противоположность и независимость от них, каждый раз провозглашая новые идеалы, эстетику, музыкальные стили. В результате многократного отказа от прошлого были утрачены культурные ценности, имевшие в свое время огромное влияние: латинский язык, менестрельная традиция, техника игры на клавесине и лютне, труба-кларино, древнерусское церковное пение и многое-многое другое… Мы можем судить о них только по косвенным источникам: трактатам, картинам, воспоминаниям, которые, к сожалению, не в силах дать реального представления о прошлом.

Когда уже в ХХ веке люди всерьез задумались о воспроизведении традиций в как можно более точном виде, оказалось, что те уже умерли или забыты. Нет ни одного человека, который мог бы сказать, что его школа берет начало несколько столетий назад. Можно пытаться создать их заново, и этим увлечены многие. Но, по большому счету, так называемое «аутентичное» исполнение никак не может претендовать на историческую достоверность.

Марина Пак,
студентка IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: