Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Винсент» и Ван Гог

№ 7 (114), октябрь 2011

9 сентября в одном из замечательных и известнейших театров столицы – Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. НемировичаДанченко в честь великого франко-голландского художникаимпрессиониста Ван Гога состоялась премьера балета «Винсент». Мне посчастливилось побывать на единственном показе этого спектакля в Москве. Дальше «Винсент» ждут трехлетние мировые гастроли, пунктом отправления которых станет Амстердам.

Спектакль «Винсент» чрезвычайно психологичен. Зритель переживает драму Ван Гога, погружаясь в необычный мир художника, полный ярких красок и глубокого отчаяния. Одновременно с этим явственно ощущается романтическая направленность самой идеи балета, крайне внимательное, трепетное отношение к каждой детали.

Герои различных полотен Ван Гога оживают на сцене благодаря таланту двух замечательных артистов Большого театра – народной артистки РФ Марии Александровой и заслуженного артиста РФ Геннадия Янина. Их умение мгновенно перевоплощаться очень скоро заставляет забыть о том, что это представление. Нам кажется, будто мы – участники событий, порой забавных, порой трагических, проходящих перед нашими глазами.

Хореография сочетает черты как классического, так и современного танца. Хореограф Иоганн Доу, чье имя держалось в секрете до самой премьеры, буквально ошеломил множеством оригинальных находок, среди которых и оживающие картины великого художника, и танец на деревянных башмаках-сабо, и «условное па-де-де» с тенью…

Автор музыки к «Винсенту» – композитор Григорий Варламов, недавний выпускник Московской консерватории по классу Юрия Каспарова. Талант и профессионализм молодого композитора проявляются в каждом номере балета на всех музыкальных уровнях: яркость тематизма, проработанность материала, четко выстроенная форма номеров, сохранение единой стилистики на протяжении всего сочинения. При этом он органично использует стилизации, воссоздавая атмосферу эпохи художника. Некоторые номера балета вполне могли бы украсить программу серьезного концерта.

По задумке Арта Уиллера – автора постановки и сценографии – спектакль предваряет пьеса Клода Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты». Ее необыкновенно тонко исполнил пианист и композитор, также выпускник МГК Никита Мндоянц. И далее музыканты (фортепианный квинтет с его участием) находятся прямо на сцене, периодически включаясь в разворачивающееся действо. Артистичность ансамблистов оказалась на высоте – они проявили себя не только как музыканты, но и как вполне профессиональные актеры.

При всем многообразии полотен, образов и характеров балет «Винсент» не теряет своего сюжетного стержня. Весь спектакль от начала до конца настолько пропитан духом и настроением живописи Ван Гога с его смелыми красками и неповторимой экспрессией, что, если бы сам Великий Мастер мог присутствовать на премьере, он, несомненно, тоже крикнул бы артистам «Браво!» и прибавил бы к общей массе благоухающих цветов свои неповторимые ирисы и подсолнухи…

Елена Рыкова,
студентка
II курса КФ

Фото Ирины Лепнёвой

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий