Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Секрет творческого долголетия

№ 6 (95), сентябрь 2009

Крылатов
Недавно свой юбилей отметил Евгений Крылатов – композитор, любимый и детьми, и взрослыми. Пожалуй, трудно найти человека, не знающего такие его киномузыкальные хиты, как «Колыбельная медведицы», «Три белых коня», «Крылатые качели»… Сегодня композитору 75, хотя по молодому голосу и свежему отношению к жизни этого не скажешь. В его доме на Тверской-Ямской царит атмосфера душевной чистоты, света и высокой духовности. В такой обстановке мы поговорили с Евгением Павловичем о грядущем и былом.

В новый этап своей жизни я вхожу с благодарностью Богу, своей семье, всем, что дожил до таких лет. Я рад, что нахожусь в активном жизненном тонусе. Работаю все время, работа меня не покидает. У меня много поездок по стране, встреч с поклонниками, концертов. Так что я в полном здравии и творческом горении.

Мои встречи проходят сейчас на очень высоком эмоциональном подъеме, и чем дальше, тем больше. Не буду кокетничать, но должен сказать, что моя музыка необыкновенно популярна, даже более чем я сам. Это для меня большая радость. Мое творчество ведь не рассчитано только на маленьких детей. Вообще трудно назвать «детскими» песни «Прекрасное далеко», «Крылатые качели», «Лесной олень»… Но, тем не менее, дети их очень любят, вот что поразительно! Очень любят и поют.

Мне всегда везло на хороших, удивительных, почти святых людей. Когда я учился, в наш город Пермь приехала уникальная женщина – Ирина Петровна Гладкова. Пианистка мирового класса, она могла исполнить любую сонату или концерт Бетховена, любой концерт Сен-Санса. До нее я играл «Ручеек» Грига, два этюда Черни, «Декабрь» Чайковского. Когда к ней пришел, она дала мне «Думку» Чайковского, Первый концерт Рахманинова, «Венский карнавал» Шумана.

Помимо всего она была еще и композитором. И стала со мной заниматься. Поначалу я еще не окончил общеобразовательную школу и не мог поступать в училище. Тогда она сказала: «Я буду с Вами заниматься год». У нас была бедная семья, и она давала уроки бескорыстно. Приходила ко мне в 7 утра, поскольку в остальное время была занята. В 7 утра «Венский карнавал» Шумана – это фантастика! Все ученики ее очень уважали, боялись ее неодобрения, а она даже голоса никогда не повышала. В Перми началась бурная жизнь. Она организовала в институте цикл концертов, где звучали все сонаты Бетховена…

В Московской консерватории я попал в класс Чулаки. Это была судьба, потому что Михаил Иванович относился к своим студентам, как к детям: опекал нас и помогал материально. Если нужно было занять – вопроса нет, хотя он не был богатым человеком. Его жена нам нашла квартиру, он поставил мне балет в Большом театре, устраивал покупку моих произведений…

Был у меня период в жизни, когда с квартиры, где мы с женой жили, нас выгнали. Я писал балет «Цветик-семицветик», и мне негде было работать. И я ездил к Михаилу Ивановичу, занимался у него в кабинете. Это было потрясающе! Я знал, что он уходит в 10 утра, и в 10.15 приходил, чтобы не мешать. Его жена, Ольга Лаврентьевна, была удивительной доброты женщина. Она открывала мне дверь, я шел в его кабинет, работал. В 12 часов она робко стучалась: «Женечка, извините ради Бога, что помешала, я вам тут поесть приготовила». Я обедал и, зная, что Чулаки возвратится к трем часам, уходил. И так целый месяц. Там я написал балет «Цветик-семицветик». Сегодня, когда смотрю на эту партитуру, понимаю, что сейчас бы такого не сделал, не хватило бы сил.

Кинематограф – это то, что помогло мне раскрыться. Тогда я рвался в него, поскольку интуитивно чувствовал, что это мое. Чистая музыка – я ее знаю и люблю, но это не мое.

В чем секрет моего творческого долголетия? Этого никто не знает. Почему Верди пишет «Отелло» в восемьдесят с лишним лет, а гениальный Россини, который написал фантастическую музыку «Севильского цирюльника»… Сколько ему было лет? За 20?… И вот он все бросил, стал любить женщин и вкусную еду! Думаю, что одна из причин, безусловно, – старания моей супруги, а вторая – в том, что мое творчество связано с юными людьми, с молодежью. Знаете, это подпитка, когда на концерте дети бегут ко мне за автографом, фотографируются… Какая-то девочка обнимает меня и говорит: «Как же я вас люблю!» Все это очень стимулирует. Поэтому я и люблю свои поездки.

Материал подготовили
Татьяна Бородина, студентка IV курса ИТФ,
Максим Подскочий, выпускник ИТФ

Поделиться ссылкой: