Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Под знаком ветра

№ 2 (118), февраль 2012

XIII Международный фестиваль современной музыки «Московский форум» в этом году назывался «Россия – Италия: искусство перспективы». 9 декабря в Рахманиновском зале – в первый день после открытия в рамках Форума прошел концерт, где были исполнены сочинения мэтров итальянского авангарда Луиджи Ноно и Лючано Берио, а также произведения современных российских композиторов – О. Бочихиной, А. Ромашковой, Ф. Караева. Вечер состоял из трех отделений-блоков, и исполняемые произведения были подобраны с большой тонкостью: сквозь весь концерт проходила идея звучащей тишины, а также ощущений воздуха и ветра, воплощенных в музыкальных образах.

В первом отделении прозвучало произведение Л. Ноно «Фрагменты – Тишь, к Диотиме» для струнного квартета. Отрывки стихотворения Гельдерлина, записанные в партитуре квартета, но не произносимые со сцены, стали импульсом для характера музыкальной ткани квартета. Тончайшие градации оттенков, легкость прикосновения смычка к струнам, разнообразие штрихов, фрагментарность мотивов, обрывочность фраз – все это составляло основу произведения. В квартете, идущем более получаса, слушателей все время не покидало чувство воплощенной в звуках тишины, длящегося поиска музыкальной мысли, нечто внутреннее, подсознательное, недосказанное.

Во втором отделении прозвучали знаменитые «Крики Лондона» Л. Берио, а также «Дышащая ясность» Л. Ноно, замечательно исполненные вокальным ансамблем «Эйдос». «Крики Лондона» – цикл из семи вокальных пьес в фольклорном характере, построенных на фразах уличных продавцов, был мастерски интерпретирован солистами молодого коллектива. Большое впечатление произвело сочинение Л. Ноно для хора, басовой флейты, электроники и магнитофонной пленки. Сочинение тонкое, удивительное по своему звуковому колориту. Несмотря на большую продолжительность, неторопливость высказывания, некоторую замедленность времени, воспринималось оно очень хорошо. При общем состоянии медитативности сохранялась ясность, незатуманенность мысли. Произведение построено на чередовании хоровых фрагментов и сольных эпизодов басовой флейты. При этом использовалась электроника, но включение в музыкальную ткань технических приемов не мешало естественности течения музыки, обогащая звучание чистых тембров. Особенно впечатлило исполнение Ивана Бушуева, который показал мастерское владение флейтой. Благодаря различным приемам звукоизвлечения, казалось, можно было ощутить дуновение ветра, движение воздуха, отражающееся эхо.

В третьем блоке вновь прозвучали сочинения для струнного квартета: «Futtuazioni» Ольги Бочихиной, «In Aria» А. Ромашковой. Эти пьесы молодых композиторов в чем-то являлись продолжением линии квартета Л. Ноно – в отражении ощущения воздуха, ветра через разнообразие исполнительских приемов струнных. Эпилогом концерта стало сочинение Ф. Караева «Постлюдия XI» для струнного квартета, рояля и хора за сценой. Музыкальная ткань произведения минималистична – оно возникает словно из пустоты. Это подтверждается словами самого автора: «Музыка на грани niente и quasi niente» (niente – ничего)…

Вечер доставил слушателям большое удовольствие. Единственным его недостатком можно считать чрезмерную длительность (более трех часов!), хотя и обусловленную характером сочинений и логикой их выстраивания. Тем не менее этот концерт – безусловно яркое событие и несомненная удача фестиваля.

Ксения Косарева,
студентка
IV курса ИТФ

Фото Федора Софронова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий