Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Конец эпохи композиторов отменяется…»

№ 7 (123), октябрь 2012

Такой оптимистической фразой известный телеведущий В. Флярковский анонсировал симфонический концерт в Большом зале из произведений педагогов Композиторского факультета «Классика и современность». Он был осуществлен благодаря сотрудничеству замечательного дирижера Вячеслава Валеева с симфоническим оркестром Московской консерватории. В программе прозвучали произведения композиторов нескольких поколений, причем название концерта говорило о глубокой связи представленной музыки как с традициями русской композиторской школы, так и с современными тенденциями.

Первое отделение открылось «Музыкальным приношением памяти Н. Я. Мясковского» проф. В. Г. Агафонникова – монументальным четырехчастным сочинением для струнного оркестра, отдельные интонации которого отсылают нас к творчеству великого русского симфониста. Продолжили программу Две пьесы для оркестра А. В. Комиссаренко, контрастные по эмоциональному наполнению: «Колыбельная в разрушенном городе» создавала тягостную и беспокойную атмосферу, а пьеса «Виктор in F», напротив, была полна оптимизма, страсти и воли к жизни.

Затем прозвучала Концертная фантазия для фортепиано с оркестром доц. С. В. Голубкова в исполнении замечательного пианиста и композитора, лауреата международных конкурсов Никиты Мндоянца. Концертная фантазия – часть Симфонии-концерта «Homo Ludens» («человек играющий»), название которой вызывает ассоциации со знаменитым трудом нидерландского философа Йохана Хёйзинги. (Сочинение впервые было исполнено автором в Большом зале в 1993 году, а в 1994-м удостоилось Гран-при на III Международном конкурсе молодых композиторов в г. Гродно.) Для воплощения в музыке концепции «играющего человека» композитор задействовал в этом произведении «универсального» солиста, переходящего от органа к роялю и обратно.

Второе отделение началось с «KS-Variations» (2011) недавнего выпускника А. Н. Ананьева. Особенность этого вариационного цикла на алеаторические фрагменты фортепианной пьесы польского композитора Казимежа Сероцкого заключается в фрагментарном использовании тематического материала, который искусно инкрустирован в вариационную ткань произведения. Некоторые вариации разделяются интермедиями – размышлениями, которые отстраняют нас от вариационной драматургии развития.

В завершение программы слушателям был представлен Концерт-соната для скрипки с оркестром К. А. Бодрова в исполнении лауреата международных конкурсов Никиты Борисоглебского. Это – оркестровая версия скрипичной «Рейнской» сонаты, замысел которой возник у композитора после участия в Бетховенском фестивале в Бонне в 2008 году, во время путешествия по реке Рейн. Соната была написана специально для организованного «Deutsche Welle» совместного концерта автора с Н. Борисоглебским в Бонне (2012); Концерт-соната для скрипки с оркестром получил I премию на Конкурсе им. С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге.

Подводя итоги интересного вечера, нельзя не выразить сердечную благодарность дирижеру, оркестру, солистам за возможность услышать в превосходном исполнении оркестровые произведения наших современников. Когда есть такие музыканты, нам, композиторам, имеет смысл писать симфоническую музыку. Конец эпохи композиторов пока отменяется!

Марьяна Лысенко,
студентка IV курса КФ

Оставить комментарий