Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Очень живая книга

№ 2 (127), февраль 2013

«Жизнь начинается с воспоминаний…» – такими словами нас встречает первая новелла новой книги Всеволода Петровича Задерацкого «Золотое житье». 9 сентября на XXV Московской международной книжной выставке-ярмарке издательство  «Аграф» представило ее в серии «Символы времени». Почти полвека потребовалось читателям, чтобы обрести не утраченное, нет – неизведанное.

В. П. Задерацкий известен в первую очередь как музыкант, замечательный композитор, как человек необыкновенно талантливый и сильный духом, проживший невероятно трудную жизнь, но никогда не терявший вдохновения и надежды. Три года назад мое обращение к личности Всеволода Петровича было вызвано первым исследованием его жизни и творчества в книге В. В. Задерацкого «Per aspera…» («Трибуна», 2009, № 8). И вот – снова книга, только автор уже не сын Всеволода Петровича, а он сам.

По словам сына композитора, проза у Всеволода Петровича возникала в моменты, когда не было возможности сочинять музыку. И проявлялось литературное дарование так же легко, как музыкальное, – без черновиков и почти без поправок (как тут не вспомнить про цикл «24 прелюдии и фуги», созданный в лагере, на телеграфных бланках вместо бумаги – «без права на ошибку»!). И вот перед нами новеллы, главы несостоявшегося романа «Человек идет по эпохе» – четыре толстых исписанных тетради, гениальная простота которых захватывает с первых слов, и уже не оторваться от книги, пока не прочитаешь ее от корки до корки.

Здесь нет неизменного героя, общей сюжетной линии, но ощущение цельности между разными новеллами создает единый дух эпохи дореволюционной России. Нет и жалости о безвозвратно ушедшем идеале – все гораздо реалистичнее и правдивее. Это… настоящая книга без фальши и приукрашивания. При этом во всем сквозит горячая любовь к тому, былому.

«Мы ощущаем живую, прекрасную, совершенно не такую, как наша, – и абсолютно обреченную жизнь», – пишет литературный критик Андрей Немзер о книге В. П. Задерацкого. И действительно, в ней нет ничего об ужасах грядущих бедствий, войн, революций, кровавых междоусобиц, но «ощущаешь в каждом слове: как вся эта жизнь кончится. Потому как наша утонченная человеческая красота интеллигента, и практическая купецкая хватка, и мастеровитость простых людей странным образом уживается с неумением глядеть на то, что происходит рядом, с безответственностью, с бесчеловечностью…» И тут же, не опровергая самого себя, а снова подчеркивая искреннюю глубину книги, Немзер замечает: «И когда кончается хорошо, и когда идет игра в сказку, – тень будущей тоски все равно на это повествование ложится. Но присутствие живых и обаятельных людей не позволяет опуститься до конца… Это очень живая книга!»

Многое можно вспомнить, размышляя над феноменом литературного дара В. П. Задерацкого. Это и его учеба в ГИТИСе, личные впечатления от работы Станиславского, и необычайно цепкая память, талант впитывать и творчески перерабатывать увиденное. Он – автор нескольких театрально-драматических произведений. Способность облекать свою мысль и речь в литературные формы, не только письменные, но и устные, фактически спасла его в трудные годы колымской ссылки.

Отрадно, что сегодня мы продолжаем все больше узнавать эту уникальную, разностороннюю личность начала ХХ века. Человека эпохи. И хочется повторить слова Алексея Парина, главного реадктора издательства «Аграф»: «Мне кажется, для нас стало счастьем издание книги, в которой так ярко светит человеческий талант…»

Ольга Ординарцева,
студентка
IV курса ДФ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий