Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

По дороге в Эммаус

№ 5 (85), май 2008

по дороге в ЭммаусТакое название получил концерт, посвященный пасхальной музыке западной Европы, который состоялся в один из дней Светлой седмицы, 29 апреля, в Культурном Центре «Покровские ворота». В концерте принимали участие вокальный ансамбль старинной музыки «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко, ансамбль солистов под руководством Михаила Штанько и солисты оркестра «Pratum Integrum». Идея Пасхального концерта принадлежала гобоисту М.Штанько. Он выступил также ведущим, сопровождая музыкальную часть интересными комментариями.
Программу концерта составляли сочинения XIII-XVII веков, практически не звучащие на московских сценах. Можно даже сказать, это был вечер премьер, так как большинство произведений звучало в Москве впервые: мотеты О. ди Лассо, У.Берда, Г.Шютца, Пасхальный диалог Г.Шютца, Пасхальный мотет И.Я.Фробергера, Шестая кантата И.С.Баха. Весь концерт прослаивался звучанием средневековых испанских Кантиг Деве Марии в обработке М.Штанько. Исполнительские составы и композиторы сменяли один другого, ни на секунду не позволяя публике заскучать.

Вокальный ансамбль «Intrada» зародился в стенах консерватории несколько лет назад по инициативе Е.Антоненко. Основу ансамбля составляют студенты дирижерско-хорового факультета консерватории, кроме того, Академии музыки им. Гнесиных и даже сектора педпрактики Московской консерватории. Главное, что объединяет участников, – страстная любовь к старинной музыке, потребность вдохнуть в нее новую жизнь. Хотя коллектив «Intrada» еще совсем молодой, в его репертуаре – музыка нидерландских полифонистов эпохи Строгого стиля, итальянские мадригалы, духовные сочинения У.Берда… Особенно радует серьезный подход исполнителей к произношению – грамотно воспроизводились певцами тексты на латинском, итальянском, немецком языках. Однако порой длинные мелодические линии прерывались излишне краткой фразировкой, оставляя впечатление некоторой мозаичности. Певцам и руководителю ансамбля необходимо уделить этой проблеме особое внимание, ведь убедительная фразировка и достижение гибкости – то, к чему необходимо стремиться при исполнении старинной музыки.
На счету ансамбля «Intrada» мастер-классы с крупнейшими западными исполнителями старинной музыки – П.Эссвудом и М.Чансом. Среди постоянных партнеров коллектива – оркестр старинной музыки «Pratum Integrum» и его солисты, принимавшие участие в прошедшем концерте. Особого внимания заслуживает группа basso continuo – А.Непомнящая (клавесин), А.Гулин (виолончель) и М.Хохлов (контрабас). Своим слаженным, профессиональным исполнением они создавали чуткий фон для солистов и всего ансамбля. В некоторых сочинениях к группе continuo присоединялись и скрипки, партии которых с блеском исполнили М.Катаржнова и Т.Федякова.
Кульминацией вечера стало исполнение Шестой кантаты Баха, по смыслу связанной с названием концерта. К упомянутым вокальному и инструментальному ансамблям присоединились два гобоя (М.Штанько, А.Лесовиченко) и гобой da caccia (Ф.Нодель), редко звучащий в концертных залах Москвы! Партия контр-тенора в кантате была поручена известному скрипачу – исполнителю старинной музыки Д.Синьковскому, с достоинством справившемуся с ее виртуозными трудностями; В.Бараковский (тенор) и Н.Алифанов (бас) тронули слушателей чутким, эмоционально насыщенным исполнением.
Публика, до отказа наполнявшая зал Культурного Центра (многим так и не удалось сесть!), устроила исполнителям бурную овацию. Казалось, на весь оставшийся вечер слушатели были заряжены энергией молодых талантливых музыкантов!
Надеюсь, ансамбль «Intrada» прочно войдет в концертную жизнь Москвы, которую, к слову, трудно себе представить без выступления в залах консерватории. Хочется верить, что и консерваторская публика вскоре познакомится с новым и интересным явлением – «вокальный ансамбль старинной музыки». А участники ансамбля «Intrada» продолжат погружение в мир старинной музыки, забытой, но достойной возрождения!

Софья Гандилян,
студентка IV курса

Оставить комментарий