Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Творчество и молодежь

№ 7 (141), октябрь 2014

Уже четвертую осень проходит фестиваль «Творческая молодежь Московской консерватории» – в залах Alma mater выступают молодые музыканты. Они еще студенты, но многие уже успели стать лауреатами престижных конкурсов и добиться определенных вершин мастерства. В этом году в период с 1 по 28 сентября было сыграно 13 концертов на сценах Большого, Рахманиновского и Белого залов. Мне довелось побывать на закрытии фестиваля.

Концерт проходил в Большом зале в воскресенье днем, что, видимо, не способствовало аншлагу – зал был заполнен наполовину. Разочаровало и поведение слушателей: несмотря на призывы отключить мобильные устройства, звонки неоднократно «аккомпанировали» артистам, что в стенах БЗК звучало особенно вызывающе. Кроме того, в многочастных концертах публика рукоплескала музыкантам после каждой части – видимо, аплодисменты между частями и даже в паузах (!) становятся нормой.

Впечатления от исполнения также остались противоречивыми. Безусловно, музыкант, осмеливающийся выйти на сцену столь прославленного зала, уже заслуживает уважения. Но иногда хочется пожелать ему позаниматься перед таким ответственным выступлением!

Очень слабо показал себя камерный оркестр «Arpeggione» под управлением Валентина Урюпина, выступавший как сольно, так и сопровождавший всех солистов-инструменталистов. Первое отделение открывала Увертюра Бизе к опере «Доктор Миракль»: музыка яркая, эффектно громкая, хотя и приятная для слуха. Однако оркестранты с трудом справлялись с быстрым темпом, да и слаженность звучания оставляла желать лучшего. После этого номера осталось впечатление, что произведение готовилось «на скорую руку» и еще не успело «дозреть» до публичного уровня.

Концерт для кларнета Ж. Франсе в исполнении Антона Мойсеенко приятно удивил своей строгой выверенностью формы, красотой мелодий и гармоний. Сыгранность оркестра и исполнителя оставляла желать лучшего, но партия кларнета звучала превосходно. Может быть, в медленной части не хватило теплоты, но это, скорее всего, объясняется тембром самого инструмента.

Прекрасным завершением первого отделения стало выступление Даниила Милкиса. Удачен был как выбор музыки – три пьесы для скрипки с оркестром П. И. Чайковского, – так и исполнение. Эти виртуозные пьесы считаются одной из вершин скрипичного искусства. Солист продемонстрировал высокую технику в крайних («Скерцо» и «Вальс-скерцо») с их репетициями и виртуозными пассажами и певучесть в задушевной средней («Мелодия»). Пожалуй, это выступление стало наиболее удачным в программе музыкального вечера.

Концерт для маримбы Эммануэля Сежурне в исполнении Андрея Волосовского открыл второе отделение. Хотя мы живем уже в XXI веке, музыка для ударных все равно остается на обочине популярной концертной жизни. А здесь представилась возможность услышать такой необычный инструмент как маримба с ее волшебным звуком. Замечательным было и знакомство с творчеством современного композитора, чье имя малоизвестно широкому слушателю. Музыка француза несла в себе целую палитру настроений, отсылая к атмосфере французского кино.

Последней прозвучала Фантазия для фортепиано, хора и оркестра Бетховена в исполнении Арсения Тарасевича-Николаева и хора Московской консерватории. Видимо, такой финал планировался как торжественное завершение всего фестиваля. Но именно этот номер оставил неприятное послевкусие: сопрано с трудом брали верхние ноты, а малочисленные мужские голоса были неспособны «пробить» оркестр. Да и пианист уделил недостаточно внимания нотному тексту: эффектные движения, подменяющие музицирование актерской игрой, – прием дешевый…

Идея фестиваля «Творческая молодежь Московской консерватории» – безусловно, заслуживает всяческого поощрения. В ее основе – и поддержка начинающих музыкантов, и создание своеобразной «витрины» знаменитого вуза. Но готовить его надо с повышенным чувством ответственности. Так что будем ждать следующего года в надежде, что наша творческая молодежь получит и использует возможность как можно ярче проявить свое дарование.

Ольга Зонова,
студентка
IVкурса ИТФ

3 комментария for “Творчество и молодежь”

  1. 1Антон Мойсеенко

    [ушел искать теплоту]

  2. 2Музыкант

    Справедливо написано.

  3. 3Георгий Елин

    Режет слух фраза «Да и пианист уделил недостаточно внимания нотному тексту: эффектные движения, подменяющие музицирование актерской игрой, – прием дешевый…»
    Грубовато для полемики. Эффектные движения не подменяют музицирование. Нет какой-то связи между эффектными артистическими движениями и игрой. Ведь так можно было бы утверждать, что сама эффектная игра «подменила» артистическое поведение пианиста на сцене из-за чего его образ представлялся сухим, аскетичным как будто это был робот, а не живой пианист.
    Можно было написать, что невыразительную игру артист возможно пытался компенсировать эффектной жестикуляцией, чтобы украсить свою вялую или какую там игру.
    Тогда не понадобилось бы в конце вываливать грубейшее резюме: «приём дешевый». Впрочем, у молодого журналиста не хватило терпения для более тонкого искусствоведческого анализа игры исполнителя и сам журналист подменил отсутствие такого анализа, нежелание его проводить безапелляционным заявлением. А ведь это и есть прием дешевый. Если под «дешевостью» понимать грубость, отсутствие полемической, журналистской, искусствоведческой культуры.

Оставить комментарий