Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Онегин» по-консерваторски

№ 4 (147), апрель 2015

О разнообразных постановках оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» уже чего только не написано, особенно в последнее время – настолько репертуарным и любимым у публики является это произведение. Но было бы неправильным пройти мимо еще одного исполнения, которое состоялось там, где эта опера впервые увидела свет – в стенах Московской консерватории. 15 февраля 2015 года наш оперный театр в очередной раз представлял свою версию «Онегина» – дипломный спектакль.

Среди множества попыток современных театральных режиссеров любыми способами привнести что-то новое особенно приятно увидеть классическую постановку «Онегина». Этот спектакль, поставленный профессором Н. И. Кузнецовым, проверен временем и в качестве дипломной работы для вокалистов идет не первый год. Спектакль является итоговым этапом обучения студентов, его главная цель – показать классическое произведение, ставя во главу угла «правильное» исполнение партий и красивое звучание голоса.

Оперный театр Московской консерватории, к большому сожалению, не имеет собственного помещения, спектакли проходят в Большом и Рахманиновском залах. Исполнение же оперы в концертном зале представляет для исполнителей немалую трудность – ведь сцена не предназначена для театрального действа, оркестру и певцам приходится «по-братски» делить имеющееся пространство. К сожалению, нельзя сказать, что «Онегину» в Большом зале это пошло на пользу – порой оркестр заглушал вокалистов (особенно – на концах фраз).

Очень приятным сюрпризом в таких непростых сценических условиях стали замечательно продуманные танцевальные номера, выполненные под руководством доцента Т. К. Петровой. В них также участвовали студенты вокального факультета, которые для исполнения очередного па часто задействовали партер, щедро одаривая улыбками зрителей в непосредственной от них близости. Казалось, что ты и сам попал на бал в доме Лариных. Интересен был подход и к решению хоровых эпизодов (хормейстер – профессор В. В. Полех): хор звучал то за сценой, создавая эффект долетевшей издалека народной песни, то выходил в партер, как бы вовлекая публику в театральное действо.

Но самое главное, что, безусловно, отметили зрители-слушатели – это яркие актерские данные и прекрасные голоса артистов-студентов, не уступавшие голосам опытных артистов театра. Убедительно прожили роли главных героев Кирилл Горюнов (Онегин, IV курс) и Соёл Батуев (Ленский, IV курс). Мягким и глубоким тембром голоса запомнилась Екатерина Бочарова (Ольга, V курс). Очаровательно-юмористической актерской игрой в роли Трике покорил публику Евгений Галяпа (V курс). Небольшими, но яркими партиями блеснули Иван Немтинов (Зарецкий, V курс) и Андрей Лукьянов (Ротный, V курс). К великому сожалению, для Татьяны в этот день среди студентов исполнительницы не нашлось – ее партию пела артистка оперного театра МГК Ольга Полторацкая. «Возрастные» роли в спектакле разделились между теми и другими: партии Гремина и няни исполняли артисты театра (Алхас Ферзба и Анна Викторова), на их фоне студентка Елена Безгодкова (V курс) в роли Лариной немного терялась.

И все же, несмотря на определенные недостатки, со своей ролью учебного, дипломного спектакля, этот «Онегин», безусловно, справился. Остается только пожелать участвовавшим студентам-выпускникам будущих успехов на больших оперных сценах.

Екатерина Резникова,
студентка III курса ИТФ

Оставить комментарий