Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Выйти за пределы

№ 8 (97), ноябрь 2009

Сильвестров В. (встреча)6 ноября. 17.30. Конференц-зал Московской консерватории переполнен… Идет встреча-дискуссия с организаторами и участниками концерта «Пение мира о самом себе», который начнется через полтора часа… 19.00. Рахманиновский зал не вмещает всех желающих, некоторые располагаются на хорах… В Московской консерватории – день музыки Валентина Сильвестрова и Арво Пярта. Концертом из сочинений двух выдающихся композиторов наших дней открывается новый абонементный цикл «Выйти за пределы, прикоснуться к реальности», идея которого принадлежит неутомимому пропагандисту современной музыки профессору А. Б. Любимову. Он же вступительным словом и начинает музыкальный вечер.

Днем ранее, 5 ноября, в рамках «Музыкальной гостиной», которую ведет проф. И. А. Скворцова, в присутствии автора состоялся концерт вокальной и фортепианной музыки В. Сильвестрова. Практически все сочинения исполнялись впервые. Программа была подготовлена постоянными исполнителями музыки Сильвестрова – Светланой Савенко и Юрием Полубеловым. Удивительно, но полуторачасовой концерт слушался абсолютно на одном дыхании. Время как будто бы растворялось в этой музыке, апеллируя к теням ушедших эпох – то Моцарта, то Шуберта, то Шопена… Комментируя эту удивительную стилевую особенность, сам композитор однажды заметил: «С ушедшими эпохами общение возможно тогда, когда ты ощущаешь их как не ушедшие». И самое главное, что не ушло из этой Музыки – ее пронзительная красота, обезоруживающая интимность.

На следующий день были представлены российские премьеры духовных хоров и фортепианных Багателей В. Сильвестрова. Первые исполнил хор «Духовное возрождение» под управлением Льва Конторовича, вторые – сам автор. Хоры, основанные, по большей части, на литургических текстах (за исключением «Заповiт» на слова Тараса Шевченко), можно отнести к области вокально-инструментальных миниатюр: та же интимность чувства, то же мелодическое богатство… Композитор, чутко используя ресурсы хора a capрella, акустически моделирует храмовое пространство, но от первой до последней ноты в этих сочинениях слышно именно его авторство. И парадокс – чем больше аллюзий и «узнаваний» слушателями, чем шире круг ассоциаций, тем более «по-сильвестровски» звучит эта музыка! Столь же метафоричны и исполненные автором Багатели последних лет. Вспоминая слова Сильвестрова, эти полуимпровизационные миниатюры можно назвать «пением мира о самом себе».

Второе отделение концерта было посвящено музыке Арво Пярта. Сначала в исполнении Алексея Любимова прозвучала пьеса «К Алине» (1976). Это сочинение – один из первых образцов стиля tintinnabuli (колокольчики). Он отличается аскетизмом особого рода, прозванного Пяртом «бегством в добровольную бедность»: строгая сосредоточенность, тяготение к модальности, простота строительного материала музыки, имеющие прообразом средневековую музыкальную культуру. Все эти качества присутствуют и в Четвертой симфонии «Los Angeles», российская премьера которой завершила вечер. Симфония была исполнена камерным оркестром «Musica viva» под руководством Александра Рудина.

Название Симфонии объясняется не только американским городом, где прошла премьера (в исполнении Лос-Анджелесского филармонического оркестра), но также и текстовой основой симфонии – Каноном Ангелу-хранителю, который, хотя и не произносится, но лежит в основе трехчастного цикла. По своему образному содержанию, эмоциональному наполнению Симфония явно выходит за рамки стиля tintinnabuli. Здесь уже не колокольчики, а громогласные колокола, не мерное течение музыки, а маршевая поступь. Эта музыка едва ли кого-то оставит равнодушным, такой мощный заряд она в себе содержит. Возможно даже, Четвертая симфония станет толчком к овладению иными стилевыми гранями и экспрессивным типом высказывания.

Удивительно все же, как маститые, убеленные сединами композиторы осваивают всё новые стилевые повороты, не останавливаясь на авангардистских поисках 60-х годов, на достижениях предыдущих десятилетий! Что же, нам остается только наблюдать…

Софья Гандилян,
аспирантка ИТФ

Валентин Сильвестров, композитор-легенда, вновь предстал перед московскими слушателями. 5 ноября, в достаточно скромном по меркам консерватории помещении – Конференц-зале – состоялся оригинальный камерный концерт. Он шел под знаком встречи в музыкальной гостиной, в результате чего возникла особая атмосфера доверительного взаимодействия между исполнителями и слушателями. Теплота и интимность стали ключевыми понятиями этого вечера.

Исполняемые произведения также не отличались помпезностью. В программе были только миниатюры – вокальные и фортепианные сочинения В. Сильвестрова. Органично взаимодействуя, они следовали друг за другом без перерыва, как единая полуторачасовая композиция. Монолитность концерта не только не мешала, но, напротив, способствовала пониманию музыки автора и полному в нее погружению. В зале будто бы сформировался свой мир – мягкий, теплый и прекрасный, такой непохожий на все, что вокруг. В нем было приятно пребывать, оставив далеко позади бытовые проблемы и тревоги.

Выступавших было всего двое: певица Светлана Савенко (сопрано) и пианист Юрий Полубелов. Каждый из исполнителей, на мой взгляд, максимально тонко и изящно передал мысль, заложенную в сочинениях. Возможно, это было следствием кропотливой работы над музыкальным текстом, а также неоднократных консультаций с автором. Но главной причиной, безусловно, стала любовь к исполняемой музыке.

Атмосфера душевности с самого начала была задана профессором И. А. Скворцовой, предварившей вечер вступительным словом. Но ключевым фактором стало присутствие на концерте самого автора.

Татьяна Бородина,
студентка IV курса ИТФ

Оставить комментарий