Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Фабрика сенсаций, или почему рукописи не горят

№ 1 (3), январь 1999

ХХ век на исходе. Приобретая почти мифологическое значение, это обстоятельство заставляет задуматься о приуроченности конца столетия как календарного рубежа к некоторой грани. В свою очередь, попытка ограничить спровоцирована потребностью выделить самое главное – то, с чем ХХ веку суждено войти в мировую историю. Для одних это самое главное связано с открытием атомного ядра и завоеванием космического пространства. Для других – это век двух мировых войн и социальных катаклизмов. Но, если иметь в виду вещи более общие, то можно сказать, что ХХ век – это век, покоривший время или, по-другому – век, продемонстрировавший невиданную прежде полноту обладания временем.

Пространство, «спрессованное» открытиями нашего столетия (телевидением, спутниковой связью) превратило вектор времени из линейного в точечный. Время сегодня стало временем сейчас – настоящим настоящего. Но вот «у конца» века человечество подстерегло еще одно чудесное изобретение, позволяющее, не выходя из дома, в то же мгновение объять весь мир. О нем и пойдет речь, а вернее, не о нем самом, а о тех возможностях, которые предоставляются им для многочисленной армии пользователей. Как многие догадались, «героем нашего времени» я избираю глобальную электронную сеть – World Wide Web, называемую также Internet.

По свидетельству профессионалов, феномен Internet не претендует на тот же ранг технической новизны, что и, например, изобретение электронно-вычислительной машины, радио или синематографа. Однако, с точки зрения подавляющего большинства пользователей, Internet есть нечто принципиально новое, открывающее невиданный космос возможностей для тех, кто хоть сколько-нибудь разбирается в компьютере и мало-мальски прилично владеет английским языком. Но как сделать так, чтобы ресурсы World Wide Web стали работать на Вас?

Не стремясь сколько-нибудь полно охватить все музыкальные лакуны виртуального пространства, я расскажу о личном опыте общения с Internet на примере сайта «Наследие Шенберга» («The Legacy of Arnold Schoenberg»; http://www.schoenberg.org), одного из самых мощных и объемных в сети. Даже беглый взгляд на его 15 разделов поражает количеством предоставляемой информации. Здесь рисунки Шенберга, его фотографии, генеалогическое древо композитора, сведения о деятельности Института Шенберга в Лос-Анджелесе… Но вот вопрос – содержится ли в форме передачи этой разнообразной информации нечто принципиально отличное от книги, журнала, газеты или какого-нибудь иного вида печатной продукции? И еще – так ли необходимо помещать на дорогостоящий сервер материалы, которые всего лишь дублируют названные источники информации?

Кажется, однозначного ответа ни на один из поставленных вопросов нет, потому что, с одной стороны, Internet действительно дублирует традиционные формы передачи информации, а с другой, – значительно отличается от них. Например, в разделе «Музыка Шенберга», мы находим каталог всех сочинений композитора. Подобного рода каталог вполне органично мог бы выглядеть и в книге. Но если присмотреться к сетевому списку внимательнее, то окажется, что некоторые из произведений содержат гипертекстовые ссылки. «Раскрыв» их, мы находим… (и это настоящая сенсация!)… сканированные на сайт «The Legacy of Arnold Schoenberg» фрагменты рукописей композитора!!!

Вниманию изумленных пользователей предлагаются редчайшие материалы. Вот, например, канон, посвященный Томасу Манну, а вот два уникальных аналитических манускрипта, где автором прослеживаются мотивные и конструктивные связи в «Просветленной ночи». Он обнаружил их «постфактум», через 33 года после окончания секстета, в одну «бессонную, душную ночь в Барселоне 1932 года»…

Что же получается? Рукописи, не доступные нам в реальности, становятся доступны в виртуальном пространстве глобальной компьютерной сети (вот уж действительно – рукописи не горят!). Ни один «журнал» (что совершенно понятно) такой формы передачи информации нам предоставить не может. Это – прерогатива World Wide Web. Это то, что наделяет Internet невиданным информационным могуществом, превращая его, если угодно, в суперсредство массовой информации, поскольку все виды сообщений (и звуковые, и иконографические, не говоря уже о текстовых) доступны для передачи по каналам мировой сети.

В чем ценность сканированных на сервер рукописей Шенберга, наверное, ясно a priori. Ведь они не только никогда не публиковались в России, но даже не упоминались в авторитетнейших зарубежных монографиях (к примеру, барселонские манускрипты). Эти обстоятельства, казалось бы, превращают интернетовскую находку в сенсационное открытие. Но вот только открытие ли это, а если открытие, то кому оно принадлежит?

Если задаться уточняющим вопросом – с чем сопряжено научное открытие (в том числе и «открытие» рукописи), – то, думаю, многие ответят так: «С долготерпением и кропотливой работой». Но ни тут-то было! Internet предлагает другой, более легкий и быстрый способ добывания «славы» – достаточно овладеть компьютером, выбрать мощный музыкальный сайт и, пожалуйста, фабрикуйте сенсации, как говорится, не отходя от кассы (то есть не выходя из дома)! Можно еще и опубликовать сетевые рукописи (разумеется, с соблюдением авторских прав), снискав себе уважение и почет коллег по цеху. Конечно, создатели сайта учли возможность «пиратской» публикации и поэтому не снабдили ни один из источников тем, что текстологи называют «легендой» – не указали место хранения, точную или предположительную датировку, основания этой датировки, формат бумаги, качество чернил и т.д. Но этим они наказали не столько потенциальных «пиратов», сколько бескорыстных пользователей, забредших на сайт, как выясняется, посмотреть неизвестно что, хранящееся неизвестно где. Трудно, в связи с этим, удержаться от сравнения глобальной мировой сети с глобальной мировой свалкой. Может быть, это грубая аналогия, но, согласитесь, в точности ей не откажешь. Где еще встретишь ценные вещи, не снабженные сопроводительным описанием и к тому же в окружении откровенной дешевки?!

Я отнюдь не стремлюсь умалить значение Internet как универсального источника передачи и хранения информации; мне лишь хотелось обратить внимание на то, что всякое дело требует профессионализма. И оформлять «Наследие Шенберга» должны были бы люди, способные выдвинуть концептуальную идею сайта, авторитетно выбрать наиболее ценные из рукописных источников, и, наконец, со знанием дела прокомментировать сканированные манускрипты.

Эти замечания приобретают особую значимость именно сегодня, когда, с одной стороны, ресурсы мировой сети все активнее завоевывают потребительский рынок, а, с другой, – еще воспринимаются большинством как диковина. Поэтому создателям музыкальных сайтов самое время задуматься об усовершенствовании своих «подопечных». Ведь музыковеду в XXI веке, видимо, уже никак не обойтись без сенсационного открытия уходящего столетия – глобальной мировой сети Internet.

Елена Доленко,
студентка
III курса ИТФ

Оставить комментарий