Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Менестрели среди нас

№ 7 (96), октябрь 2009

Сразу предупрежу, что речь пойдет не совсем об академической музыке. И, пожалуй, не об академических музыкантах. А поговорим мы о той музыке, которой в среде профессиональных, образованных служителей искусства сегодня совершенно незаслуженно уделяется мало внимания…

Так уж сложилось, что дистанция между любителями «серьезной» музыки (людьми, которые ходят на концерты «классики», следят за постановками музыкальных театров, музицируют дома) и «простыми» слушателями велика. Факт известный, никакого секрета в этом нет. Конечно, в зависимости от эпохи разрыв бывал разным: например, в Западной Европе XVII-XIX веков хорошим тоном считалось умение владеть музыкальным инструментом, а в нашей стране в советское время «классику» передавали по радио, способствуя ее распространению в массах. Однако сегодня это расстояние, к сожалению, все возрастает.

Есть ли музыка, которая будет равно интересна и профессиональным, и неподготовленным слушателям? Можно ли найти точки соприкосновения между нами? Конечно. Об одной из таких «точек» мы и поговорим.

Что сегодня чаще всего можно услышать в концертных залах, музыкальных театрах? Произведения от Баха до… Шостаковича, Шнитке, Бриттена – культурное наследие четырех столетий. Только четырех… Иногда, конечно, мы можем встретить и другую музыку: духовную – православную, католическую – более раннего времени. Но очень редко бывает, что в наших концертных залах звучит светская музыка средневековой Европы, песни трубадуров…

Между тем, с каждым годом течение, которое принято называть folk’ом, «набирает обороты». Оно становится все более популярным, увлекает многих людей, а значит, возрастает интерес к старинной музыке Западной Европы… Можно перечислить разные ансамбли («Avis Dei», «Mervent» и многие другие), реконструирующие средневековые песни, танцы и зачастую исполняющие их на аутентичных инструментах, в костюмах «менестрелей», восстановленных по миниатюрам из книг. Выступают подобные коллективы в основном в клубах Москвы, а также на разных фестивалях. На сценах концертных залов их редко услышишь. А жаль!

Светское музыкальное искусство Средневековья было на очень высоком уровне, и его нельзя недооценивать. А эффектное исполнение – на стилизованных под старинные инструментах, в костюмах – превращает каждый подобный концерт в яркое зрелище. Словно мы переносимся сквозь века в далекое прошлое, становимся свидетелями живой развивающейся культуры… Например, несколько лет назад на сцене Рахманиновского зала консерватории выступал коллектив музыкантов «Drolls» из Петрозаводска, поставивший фрагменты средневекового поэтического сборника «Carmina Burana». Публика, в том числе и многие консерваторские профессора, тепло приняла выступавших, концерт прошел с большим успехом.

Не означает ли это, что время старинной музыки пришло? Что средневековые песни Западной Европы, близкие, интересные многим обычным слушателям, стоит исполнять почаще, наравне со всеми признанной «классикой»? Ведь это тоже наше наследие!..

Антонина Ольшевская,
студентка IV курса ИТФ

Оставить комментарий