Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Все мы родом из детства»

№ 4 (120), апрель 2012

Эти слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери стали своеобразным эпиграфом творческой деятельности Ольги Пантелеевны Камозиной – педагога-новатора с 40-летним музыкально-педагогическим стажем. Ольга Пантелеевна работает в Ростове-на-Дону в единственной в России 10-летней Джазовой школе имени Кима Назаретова. Она является автором оригинальных игровых методик по предметам «сольфеджио» и «музыкальная литература».

Ольга Камозина окончила Ростовскую государственную консерваторию им. С. В. Рахманинова, проходила стажировку в Германии, работала в детских музыкальных школах и музыкальных училищах. Но не так давно, девять лет назад, судьба связала Ольгу Пантелеевну с джазовой школой, где обучение детей начинается с трех лет! «Чем раньше – тем лучше» – таков негласный лозунг школы. Но как помочь малышам освоить сложный курс, да еще и в такой короткий срок? Ведь курс обыкновенной музыкальной школы заканчивается здесь уже во втором классе! В третьем – начинаются уроки импровизации, которые на начальном этапе возможны только при активном использовании всего комплекса классических аккордов. А потом следуют сложные гармонические конструкции нетерцового строения, всевозможные лады, которые, оказывается, тоже изучаются учениками средних классов школы.

Основная суть оригинальной методики автора – творческая практика буквально с первых уроков сольфеджио, еще в донотный период! Дети практически ничего не пишут на занятиях. Они сочиняют мелодии, подбирают аккомпанемент – учатся применять самые простые, но такие ценные знания на практике. «Эта методика позволяет малышам без напряжения, с радостным увлечением заниматься все 45 минут», – говорит Ольга Пантелеевна.

Самый сложный и непредсказуемый, наверное, первый урок. Ведь трехлетние дети часто ассоциируют музыку с праздником: утренник в детском саду, сладости, радостные улыбки родителей. И, приходя в музыкальную школу, ожидают того же. Но нередко они обманываются, получая вместо этого скучное пение гамм и изучение непонятных правил. «Упрощайте сложное, и вы получите самый существенный результат» – эти слова английского историка Генри Бокля открывают учебник Ольги Камозиной.

Зачем дети приходят в музыкальную школу? Учиться на артиста! Первый урок Ольга Пантелеевна назвала «Посвящение в артисты». Ребенок поет песню, нажимает клавиши на фортепиано, учится кланяться, аплодировать своим новым коллегам. А затем начинается так называемое «неправильное» сольфеджио, то есть сольфеджио, в котором нет правил, а вместо них – песенки, картинки и разные истории.

О. П. Камозина нашла оригинальную методику и для преподавания музыкальной литературы. Ольга Пантелеевна рассказывает, что, когда она только начинала свою педагогическую деятельность, в глазах детей часто читала: «Тетя, с кем и о чем ты разговариваешь?..» Наверное, это подтолкнуло ее на создание собственной методики.

Как известно, главным видом деятельности для детей является игра. Ольга Пантелеевна построила свой курс так, чтобы ученики запоминали материал через игру и собственное творчество. Например, изучив Древнюю Грецию, ребята ставят «древнегреческую» трагедию «Курочка Ряба». Помимо известных персонажей здесь участвуют и Боги – Зевс, Посейдон. Узнав о происхождении оперы, ребята осуществляют постановку учебного спектакля «Красная шапочка» — О. П. Камозина сама написала музыку и использовала в этом сочинении все основные оперные формы.

Очень важный элемент урока – создание антуража. Ольга Пантелеевна и здесь проявляет творческую фантазию. Например, рассказывая ученикам о восточной музыке, она обязательно приносит ребятам восточные сладости, готовит чай, накрывает стол…

Конечно, в Джазовой школе имени Кима Назаретова есть несколько педагогов-теоретиков. Интересно, что основной принцип учебного заведения таков: каждый работает, как хочет; главное – результат. Методика О. П. Камозиной, безусловно, дает превосходные результаты. Ее выпускники продолжают профессиональное музыкальное образование в Амстердаме, Лейпциге, Берлине и других европейских центрах. И, даже находясь за границей, ребята всегда советуются с любимым педагогом, ведь все мы родом из детства…

Мария Тихомирова,
студентка
III курса ИТФ

7 комментариев for “«Все мы родом из детства»”

  1. 1ольга пантелеевна

    Машенька, Вы всё-таки написали обо мне! Простите, я как-то забыла о Вашем намерении, но вот сегодня случайно нашла Вашу статью. Спасибо большое, поддержка моральная важна в любом возрасте.А уж молодым — особенно.Буду рада ещё в чём-нибудь быть Вам полезной.Жду в гости всегда-всегда. Обнимаю. О.П.

  2. 2Чёрная надежда Вячеславовна

    Только что мне попался в руки Ваш замечательный учебник, глубокоуважаемая Ольга Пантелеевна.Я в полном восторге!!!Как жаль, что я не знала Вас раньше!Я сама немножко сочиняю, и придумывала когда-то нечто подобное.Но до того, что у Вас, мне очень далеко.Ваше восхитительное сольфеджио необходимо распостранять везде, где только возможно!Я сама — преп.с 35-м стажем, работаю всю жизнь в НМК им.Шостаковича,теоретик.Иногда музыку сочиняю.Дети моих выпускников по Вашей книге учатся!А что у Вас есть ещё? По гармонии, по сольф., — для колледжа?

  3. 3Чёрная надежда Вячеславовна

    К сожалению, я ещё только начинаю осваивать интернет, и поэтому не знаю,дойдёт ли вообще моё письмо.
    Счастлива, что познакомилась с Вами, дорогая Ольга Пантелеевна!Чудное,талантливое сольфеджио!Я уже написала Вам письмо, а как его отправить, — подсказать некому,я пока полная невежа в этом вопросе.

  4. 4ДШИ

    Уважаемая Ольга Пантелеевна! Подскажите, где можно приобрести фонохрестоматию к курсу «История музыки, 2 класс»?
    Спасибо!

  5. 5Галина Эрнстовна

    Уважаемая Ольга Пантелеевна! Когда знакомилась с Вашим «Неправильным сольфеджио», создалось впечатление, как будто читаю свои конспекты: даже сравнения и метод подачи информации одинаковый! Очень рада, что есть единомышленники в нелегком труде преподавании сольфеджио (и музыкальной литературы).
    За долгие годы работы с детьми, у меня тоже выработалась своя методика, которая оказалась во многом схожей с Вашей. Тоже использую приводимые Вами песни-правила, а некоторые из них изменила, а так же досочинила свои.
    В аннотации указано, что авторство некоторых музыкальных примеров не установлено. Хочу Вам помочь в данной проблеме: большинство (а может и все) приведенные примеры, оставшиеся без авторства — из сборника Т. Сиротиной «Музыкальная азбука» М. 1996.
    Спасибо за Ваши труды, за Ваш энтузиазм! С уважением, Мохова Г.Э.

  6. 6Ольга Камозина

    Уважаемая Галина Эрнестовна!
    Слишком поздно обнаружила Ваше письмо. Очень невежливо с моей стороны, но я просто не захожу в интернет без надобности.
    Спасибо за отклик, напишите о себе, пожалуйста. Так не хватает единомышленников! С уважением О.К.

  7. 7Ольга Камозина

    Фонохрестоматию по музыкальной литературе могу выслать. Адрес почты: olga_batunina@mail.ru

Оставить комментарий