Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Музыка шелка и бамбука»

№ 1 (81), январь 2008

Музыка бамбукаТак в классической китайской музыке называется дуэт цитры гуцинь и флейты сяо. Гуцинь (семиструнный цинь) – это древнейший инструмент, который олицетворяет собой китайскую музыку. Сам иероглиф «музыка» (юэ) состоит из частей «шелк», «белый» и «дерево», то есть «белый шелк, натянутый на дерево» – струны циня всегда шелковые. Этот инструмент связан и с политикой, и с религией, и с философией, и с историей, и с поэзией. Традиция игры на гуцине предполагает только сольное звучание цитры.

Единственное исключение – дуэт с флейтой. Сяо – традиционная бамбуковая флейта продольного типа. Она может играть как соло, так и в ансамбле с разными инструментами. И все же наиболее древним, устоявшимся и одновременно красивейшим и утонченным ансамблем является дуэт с цитрой гуцинь.
Названия дуэтных пьес имеют сложные и тонкие связи с китайской поэзией. Да и образы самих инструментов часто возникают в поэтических строках: За дверью из грубо/ сколоченных досок/ И цинь у меня,/ и для чтения книги./ Стихи я пою,/ я играю на цине,/ Что главною стало/ моею утехой (Тао Юань-мин). Или: От лотосов ветер/ приносит душистый запах./ Роса на бамбуках/ стекает с чистым звучаньем./ Невольно захочешь/ по струнам циня ударить,/ Но жаль,/ не услышит знаток,/ кому это в радость…(Мэн Хао-жань).
Мне довелось общаться с двумя выдающимися исполнителями на цине и сяо – Ли Фэнъ-юнь и Ван Цзянь-синь. Это профессора Тянь-Цзиньской консерватории, музыканты, достигшие высочайшего исполнительского уровня и представители высоко и разносторонне образованной – «старой» китайской интеллигенции.
Звучание их дуэта завораживает. Каждый инструмент ведет свою изысканную линию, которая складывается из точек-звуков, похожих на ограненные алмазы. Линии развиваются параллельно друг с другом, будто не пересекаясь. Но исполнители, не лишая их самостоятельности, прекрасно чувствуют и их сопряженность. В игре Ли Фэнъ-юнь и Ван-Цзянь-синя восхищает бережное отношение к инструменту, к его звучанию. В каждом отдельном звуке сокрыты бесконечные глубины.

Анастасия Новосёлова
Студентка IV курса

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий