Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Питер Филлипс в Московской консерватории

№ 9 (89), декабрь 2008

П.ФиллипсС 20 по 22 ноября Московская консерватория принимала у себя в гостях Питера Филлипса. Для поклонников старинной музыки его приезд стал едва ли не главным музыкальным событием минувшей осени! П.Филлипс – основатель и руководитель прославленного вокального ансамбля «The Tallis Scholars», которому уже больше 30 лет, исследователь полифонической музыки Ренессанса, автор книг, посвященных музыке этого периода (а также, к слову, и кулинарных книг), директор музыки Мертон-колледжа в Оксфорде, культовый персонаж для любителей и знатоков старинной музыки. Его трехдневный визит включал мастер-классы, концерт с участием вокального ансамбля «Интрада», а также лекцию, посвященную английской музыке эпохи Возрождения.

Главными героями лекции были композиторы, а по совместительству и певцы Английской Королевской капеллы XVI века. Питер артистичным рассказом переместил публику почти на полтысячелетия назад и с некоторым огорчением заметил, что, дирижируй он Королевской капеллой в ту эпоху, среди певцов в подчинении у него находились бы Т.Таллис, У.Берд, Т.Томкинс… Рассказ об особенностях полифонических сочинений этих композиторов сопровождался превосходными записями «The Tallis Scholars», передающими самый дух музыки. В числе прочего было показано удивительное сочинение – 40-голосный мотет Таллиса, в честь которого и назван ансамбль.
После лекции началась занимательная дискуссия, в которой, среди прочего, была затронута важнейшая проблема вокализации латыни в сочинениях эпохи Возрождения. П.Филлипс, как и большинство его коллег, использует «итальянизированное» произношение латыни. Свою позицию он обосновывает тем, что использование других вариантов произношения может не лучшим образом сказаться на качестве исполнения и в погоне за квази-аутентичным произнесением пострадает музыкальная составляющая.
Концерт в Англиканском соборе стал логичным продолжением и в некотором роде иллюстрацией лекции. Мистер Филлипс комментировал каждое (!) произведение программы. Причем комментарии эти снабжал характерным английским юмором, создавая удивительно непринужденную и творческую атмосферу. Первое отделение было посвящено духовной музыке композиторов разных школ: прозвучали сочинения И.Преториуса, Депре, тезки дирижера – Филлипса, Лобо и Палестрины; во втором звучала музыка английских композиторов: Таллиса, Тавернера, Гиббонса, Перселла и Берда. В начале второго отделения концерта, по желанию П.Филлипса, место дирижера заняла основатель «Интрады» Екатерина Антоненко, под уверенным руководством которой мотет Таллиса был исполнен ярко и вдохновенно.
Большинство прозвучавших сочинений относятся к богослужениям протестантской церкви. Как известно, протестантские храмы и сами службы отличаются изрядной скромностью, а первые годы протестантизма в Англии выделяются особым аскетизмом, отчего звучание хора зачастую не имеет инструментального сопровождения. Однако исполненная в тот вечер музыка настолько интересна и ярка, что ни в каком сопровождении и не нуждается. Вокальный ансамбль звучал как единый инструмент, отливающий разными красками. Ясному и прозрачному звучанию способствовала прекрасная акустика Англиканского собора, долгое время служившего студией звукозаписи фирмы «Мелодия».
Приезд гостя такого высокого уровня состоялся благодаря поддержке руководства консерватории и кафедры истории зарубежной музыки. Питер Филлипс остался доволен участниками «Интрады», да и поездкой в целом. Хочется надеяться, что его визиты в Московскую консерваторию будут продолжаться. Ведь это так важно и для певцов-аутентистов, и для публики, не избалованной исполнением духовной музыки Возрождения.

Софья Гандилян,
студентка V курса ИТФ

Оставить комментарий