Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Чайковский… in jazz!

№ 1 (81), январь 2008

На прошлой неделе я получил необычный и очень милый сердцу моему подарок от знаменитого джазового пианиста, заслуженного артиста России Сергея Жилина: его новый диск «Чайковский in jazz» (фортепиано – Сергей Жилин, бас-гитара – Дмитрий Коссинский, ударные – Леонид Гусев). На обороте знакомые с детства заглавия: «Святки», « У камелька», «Баркарола», «Осенняя песнь», «На тройке», «Вальс цветов».
Первый номер – «Святки» – милый, «домашний» джазовый вальс. Но постепенно на слушателя начинают «наплывать» колючие акценты, терпкие нонаккорды. Прорываются соло ударных, затем гирлянды гамм, замысловатые арпеджио, и, наконец, наступает кульминация – дуэтный «поединок» бас-гитары и ударных. Да, эта музыка звучит очень современно и необычно, однако при этом нас не покидает ощущение, что новое как бы «прорастает» изнутри самих исполняемых произведений. Еще одну трансформацию напевной русской мелодии представляет собой пьеса «У камелька». Неожиданно музыка прерывается, после чего основная тема звучит «в дубле» (так в джазе называется ускорение темпа в два раза), будто кто-то растворил окно и в теплую уютную гостиную неожиданно ворвался вихрь танцующих снежинок…
«Баркарола» – загадочное лирическое latino с изящным соло бас-гитары в высочайшем регистре, «мудреным» фугато и экстатической кульминацией, в которой использованы блестящие пассажи и трели в духе концертных каденций Листа или Рахманинова. В эти прихотливо пестрые гармонические фигуры мучительно и сладостно вступает первый загадочный мотив, вслед за чем в безудержной смене событий возникает невероятное богатство звуковых причуд, ритмических и гармонических.
Проникновенным чувством отмечено исполнение «Осенней песни». Здесь пианист намеренно скупыми средствами (мелодия в правой руке в сочетании с «шелестом» тарелок и мерными «шагами» баса) живописует столь близкий нашим сердцам среднерусский, «левитановский» пейзаж. «Подснежник» снова вводит нас в атмосферу джаз-вальса. Создается ощущение, будто после долгой зимы пробудились свирели и флейты, вспомнив свои заветные песни. Словно теплый ветер веет по лесу, а дивный воздух, пронизанный нежным солнечным сиянием, чист и прозрачен. И вот наступает стремительный гоголевский полет «птицы-тройки», в котором и звон бубенцов, и цоканье копыт, и удаль наша русская! Финал цикла – знаменитый «Вальс цветов» – это буйное пиршество острых гармоний, настоящий шквал самых причудливых синкопированных ритмов и невероятных виртуозных приемов.
Факт появления этого диска – событие, безусловно, знаменательное. Отрадно, что Сергей Жилин собирается продолжить деятельность в том же ключе: он готовит несколько новых программ из произведений Листа, Рахманинова и Мусоргского. Конечно же, in jazz!

Александр Ивашкевич,
студент IV курса

Оставить комментарий