Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Бог дал мне веселое сердце»

№ 6 (95), сентябрь 2009

В этом году на афишах концертных программ довольно часто можно встретить произведения гениального австрийского композитора Йозефа Гайдна. Это не случайно. Прошло ровно 200 лет со дня смерти Гайднвеликого венского классика. Не стал исключением и концерт, состоявшийся 16 мая в Музее имени Н. Г. Рубинштейна.

Во вступительном слове к концерту было отмечено, насколько велико и разнообразно творчество Гайдна. Его ведущим жанром являлась симфония, и во многом такая благополучная атмосфера для развития этого жанра сложилась благодаря долгой службе Гайдна в поместье графа Эстергази близ города Эйзенштадта, где в распоряжении знаменитого венского классика был прекрасный оркестр. Но на концерте в Музее исполнялась клавирная и камерная музыка композитора.

Гайдн всегда оставался мастером ансамблевого музицирования. Даже божественный Моцарт признавался, что он учился писать струнные квартеты на партитурах Гайдна. В программу концерта вошли два трио – до мажор (в исполнении учеников ЦССМШ) и фа-диез минор (в интерпретации студентов МГК), где контрапунктические и вариационные тонкости подчеркивают красоту мелодий, ту красоту, которая прежде всего заключается в прелести трехголосного склада. Звучали клавирные сонаты, а также сонаты для скрипки и фортепиано, которые привнесли атмосферу домашнего музицирования, чрезвычайно распространенного в эпоху композитора. Но для Гайдна, так же как и для Моцарта, этот жанр не был просто некой «усладой для души» – уже в то время он приобретал в их сочинениях серьезные черты. И довольно часто в сонатах Гайдна можно встретить оркестровые эффекты, которые, как известно, с возрастающей силой будут заявлять о себе в будущем.

Профессора Московской консерватории Л. В. Рощина, З. А. Игнатьева, А. А. Мндоянц, доцент Р. А. Островский, преподаватель Н. А. Рубинштейн, а также преподаватели ЦССМШ И. П. Монастырская и Т. В. Колесова, как обычно, с живейшим интересом откликнулись на просьбу директора Музея Е. Л. Гуревич и прекрасно подготовили со своими учениками большую и разнообразную программу.

Не стоит забывать, что Гайдн не только хрестоматийная личность, но и изысканнейший творец. По этому поводу Г. Н. Рождественский как-то сказал: «Для понимания феномена Гайдна… нужно поближе познакомиться с Гайдном-человеком и постараться забыть о Гайдне – герое учебников истории музыки, о парике, мраморном бюсте…» В музыке Гайдна, как и в его характере, много шутливости и остроумия. Современники композитора выделяют его склонность к музыкальным шуткам. Сам же Гайдн говорил: «Бог дал мне веселое сердце, пусть уж он простит мне, что я служу ему так же весело».

Анна Маклыгина,
студентка V курса ИТФ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий