Нужно просто слушать музыку!
№ 6 (95), сентябрь 2009
Обойдемся без пафосных речей, их по поводу этого выдающегося человека сказано и написано не мало. Густав Хейнрик Эрнст Мартин Вильгельм Фуртвенглер – ключевая фигура для дирижерского искусства XX века, многогранная и неоднозначная.
Необычно в нем было все: от его личности, дирижерской техники до ситуации, в которой он оказался волей истории. В раннем возрасте, как всякий порядочный немец, Фуртвенглер обучался музыке, и уже сразу проявилась его приверженность немецкой классике, в частности Бетховену, Брукнеру, Вагнеру (его интерпретации названных авторов до сих пор считаются эталонными). А в 20 лет он дебютировал в качестве дирижера Мюнхенского филармонического оркестра с исполнением Девятой симфонии Антона Брукнера. Неплохо для дебюта?
В это время им уже было написано несколько собственных композиторских опусов. В дальнейшем дирижер продолжит сочинять, к концу жизни он будет автором трех симфоний, увертюры, концерта для фортепиано с оркестром, фортепианного квинтета, двух скрипичных сонат и Te Deum’а для хора и оркестра. Этот небольшой перечень даже сам по себе впрямую указывает на наследование Фуртвенглером немецких классико-романтических традиций, в чем-то Бетховена и Брукнера, в чем-то Шуберта. В 1922 году Фуртвенглер возглавил Берлинский филармонический оркестр. Впоследствии стал музыкальным руководителем Венского филармонического оркестра, Зальцбургского фестиваля и Байрейтского фестиваля. Таким образом, он охватил практически всю музыкальную жизнь Германии того времени.
Тяжелым испытанием, наложившим неизгладимый отпечаток на его жизнь, явился приход к власти нацистов в 1933 году. Тема связей Фуртвенглера с Третьим рейхом обсуждается уже более 70 лет (вспомним недавно изданную скандальную книгу Н. Лебрехта). И это несмотря на то что обвинения были официально сняты еще в 1946 году, на процессе с участием американских оккупационных войск. Этому событию посвящена пьеса британского драматурга Рональда Харвуда «Мнения сторон»; в 2001 году она была экранизирована Иштваном Сабо. «Я знал, что Германию охватил ужасный кризис; но в то же время я был ответственен за германскую музыку, и моим заданием было пройти через этот кризис без потерь, – так определил дирижер свою гражданскую миссию. – Опасения, что плоды моих трудов будут использованы для пропаганды, были ничем по сравнению с моим желанием сохранить германскую музыку, музыку, исполнявшуюся для германского народа его же музыкантами… Никто еще не нуждался больше, никто еще не желал сильнее услышать Бетховена и его глас свободы и любви, чем эти немцы, вынужденные жить в царстве страха. Я не жалею, что остался и поддержал этих людей.»
После войны Фуртвенглер снова занимался дирижированием, осуществил множество записей. Умер в Баден-Бадене в 1954 году.
Магия его дирижерского стиля не имеет объяснения. По свидетельствам очевидцев, оркестр подвергался «массовому гипнозу», послушно подчиняясь его странным, иногда даже неуклюжим жестам, не слишком связанным с музыкальным ритмом. «Как будто куклу дергают за веревочки» – так охарактеризовал его физические движения один из оркестрантов. Оркестр и являлся «куклой», управляемой маэстро в мистическом трансе, однако это не мешало дирижеру основывать свои лучшие исполнения на убедительной и логичной трактовке произведения. Исполнительский стиль Фуртвенглера определяют глубина и полнота звука, парение мелодической линии, эмоциональные взрывы в кульминациях, а также все то, что не передается словами, а только музыкой. Его музыкой. На вопрос «как?» он отвечал: «Ну, нужно просто слушать музыку».
Несмотря на неординарность личности и неоднозначность творческого пути, Фуртвенглер остается одной из самых уважаемых музыкантами фигур, оказавшей огромное влияние на эпоху, современников и последователей. Нужно просто слушать музыку!..
Антон Клименков,
студент IV курса ИТФ