Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Фортепианный вечер

№ 1 (90), январь 2009

30 ноября в Концертном зале им. Мясковского состоялся аспирантский концерт Татьяны Колесовой (класс проф. А.А.Наседкина).
Творческая биография пианистки впечатляет: Татьяна – лауреат многих международных конкурсов (Швейцария, Норвегия, США), регулярные поездки за рубеж приносят все новые награды. Чтобы достичь таких успехов, необходимо обладать огромным упорством, целеустремленностью и неистощимой энергией. Все эти качества, безусловно, присущи пианистке: слушая ее, сразу же в этом убеждаешься. Колоссальная исполнительская воля Т.Колесовой сочетается с яркой эмоциональностью, так что стиль ее игры выглядит выверенным и строгим, но при этом увлекает слушателя с первых же нот. Превосходная виртуозность, безупречный пианизм покоряют и приводят в восхищение.

КолесоваВ программе концерта были представлены сложнейшие образцы фортепианной литературы: это и Вариации на тему Корелли Рахманинова, и Три фрагмента из балета «Петрушка» Стравинского, и Двадцать первая соната Бетховена, и Вариации Брамса на тему Паганини… Сыграть такую программу, на мой взгляд, равносильно подвигу.
Концерт получился очень цельным – во многом благодаря продуманной последовательности произведений. Первое отделение представляло собой экскурс по разным эпохам: от Баха (Прелюдия и фуга D-dur из II тома) к Шопену (Первая баллада) и далее к Рахманинову и Стравинскому. Во втором отделении были сопоставлены более близкие композиторские стили: Бетховен и Брамс. Охватывая услышанное в целом, можно выделить несколько самых ярких моментов, кульминационных точек.
Эмоциональной доминантой концерта был, безусловно, заключительный номер – Вариации на тему Паганини. Это произведение подвластно очень немногим из пианистов, но для Татьяны Колесовой, кажется, нет ничего невозможного. Исполнение было настолько свободным и смелым, что слушатель даже не догадывался о тех технических трудностях, которыми вариации изобилуют. Пианистке удалось передать особый тонус музыки Брамса – его можно было бы уподобить яркому, ровно горящему пламени. Видимо, эмоциональный мир этого композитора ей особенно созвучен.
Глубокое впечатление произвели Вариации на тему Корелли Рахманинова – это сочинение стало, пожалуй, смысловой кульминацией концерта. Особая энергетика ритмов, «аромат» рахманиновских гармоний – все эти черты стиля композитора были воплощены в звучании. Вариации получились на редкость цельными по драматургии: острые контрасты, неожиданные смены образов и настроений держали слушателя в постоянном напряжении. Это был тот случай, когда исполнение настолько увлекает, что с музыкой даже не хочется расставаться – испытываешь сожаление, когда она смолкает.
Если произведения Брамса и Рахманинова позволяют Т.Колесовой раскрыть сильные стороны своего дарования, то стиль Шопена, как мне показалось, ей не столь близок. Исполнение Первой баллады, пианистически вполне совершенное, в стилевом отношении было не столь убедительным: хотелось больше пластики, тонкости и деликатности в звучании, мягкости в форте. Казалось, что в пьесе Шопена были примерно те же краски, что и в вариациях Брамса. Вероятно, в дальнейшем творческие поиски пианистки, обладающей столь мощной виртуозностью, будут связаны именно с расширением звуковой палитры.

Григорий Рымко,
студент IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: