Хрустальный концерт Шнитке
№ 1 (99), январь 2010
В конце «Московской осени» был концерт в память Эдисона Денисова и Альфреда Шнитке. Выступала Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского. Во втором отделении, полностью шнитковском, прозвучал и его Фортепианный концерт. (Вообще-то у А. Шнитке их два, но исполняют только один – для фортепиано и струнного оркестра.)
На сцену вышла солистка – Татьяна Полянская, поклонилась под гул аплодисментов… Все смолкло… Из тишины под ее изящными пальцами полились звуки – хрупкие, как она сама, серебристые, в тон ее платью.
Помнится, первый раз я услышала этот концерт в исполнении Ирины Федоровны Шнитке, и тогда, на первом курсе училища, я подумала: «Как же это красиво!» Потом я слышала его в исполнении студентки-выпускницы – исполнение было не без шероховатостей, но очень искренним: Шнитке прозвучал так апокалиптично, что в голове невольно мелькнуло: «Как же это страшно»… На сей раз мысли мои были примерно таковы: «Сколько раз слушала, никогда не замечала здесь джаза». И это открытие было мне несколько странно, хотя не могу сказать, что неприятно. Но было и еще одно – подумалось: «Как же это скучно!» И в самом деле, чередование жанров – вальса, хорала, прелюдии – все это вдруг распалось на набор банальностей и штампов… Движение к кульминации-катастрофе в своей неизбежности и самоочевидности навевало именно скуку… Говорят, что Шнитке и сам неоднозначно относился к этому своему сочинению.
Оркестр играл идеально, солистка тоже была на достойном уровне: и звучание, и динамика, и пассажи, и фигурации – все было при ней. И если бы музыка состояла только из нот… Но целого не получилось, не хватило какой-то мощи. Такое ощущение, что изящная пианистка не захотела или не смогла донести этот концерт во всей его эмоциональной открытости и нервной тонкости… Шнитке писал хрупкую музыку. Ее легко разбить неосторожным исполнением, пусть даже и очень изящным.
Надежда Игнатьева,
студентка IV курса ИТФ