Собирая друзей
№ 2 (100), февраль 2010
По традиции уже в течение девяти лет в дни новогодних праздников известный пианист, преподаватель консерватории Владимир Юрыгин-Клевке собирает своих друзей и учеников, чтобы вместе с ними порадовать слушателей редко звучащей хорошей музыкой. Выступления В. Юрыгина всегда привлекают внимание интересными находками. И на этот раз большой удачей концерта, прошедшего 2 января и посвященного памяти Валерия Тумило-Денисовича, вместе с которым В. Юрыгин учился в классе Якова Зака, – стала его программа. В первом отделении публика услышала два весьма своеобразных произведения – Трио ор. 47 П. Хиндемита и Септет И. Гуммеля, во втором – вокальную музыку Ф. Мендельсона и Увертюру на еврейские темы С. Прокофьева. Трио ор. 47 было создано молодым Хиндемитом в 1920-е годы, когда композитор много работал в камерном жанре. Уже тогда он проявлял интерес к необычным инструментам и их оригинальным сочетаниям, что отражает и данное сочинение, написанное для фортепиано, альта и геккельфона (баритонового гобоя). Поскольку геккельфон — инструмент очень редкий, сам автор предлагал при отсутствии его использовать саксофон, что и было сделано нашими музыкантами. Не стандартна и форма трио: I часть – бурное Соло, выразительное Ариозо и Дуэт; II часть (Попурри) – сопоставление четырех быстрых разделов. Богатейшая полифоническая ткань, самобытный гармонический язык, изысканная ритмика, – все это слушатели смогли оценить по достоинству благодаря прекрасному исполнению А. Тихменевой (альт), А. Кравченко (тенор-саксофон) и В. Юрыгина (фортепиано). Свойственное музыкантам чувство формы сделало их интерпретацию убедительной и легко воспринимаемой.
Ярким контрастом к трио стало сочинение И. Гуммеля (1778-1837) – одного из самых знаменитых виртуозов своего времени. Ученик Моцарта и Гайдна, друг Бетховена, Шуберта, учитель Мендельсона, в последние годы он все чаще привлекает российских исполнителей. Прозвучавший в концерте септет (Andante с вариациями и Финал) – из числа самых интересных сочинений композитора. Ансамблевое музицирование в классическую эпоху требовало тонкого вкуса, сбалансированного общего звучания, сердечности и теплоты исполнения каждой партии: светлый мягкий тембр валторны, глубокие басы контрабаса, нежные реплики флейты и струнных, обязательное фугато, – таков и септет Гуммеля. Его исполнение, серьезное и благородное, будто перенесло слушателей в былые времена (флейта – С. Щербакова, гобой – Н. Шеко, валторна – Н. Белова, альт – К. Сольник, виолончель – А. Морозова, контрабас – Е. Попов, фортепиано – В. Юрыгин).
Песни и дуэты Ф. Мендельсона поют далеко не часто, хотя они занимают весьма важное место в творчестве композитора. Вокальные сочинения разных лет – как ранние (три песни из первого сборника вокальной лирики 1827 г.: «Весна расцветает», «Романс», «Песня ведьм»), так и поздние (на стихи Г. Гейне и Т. Мура) – исполнили солистка Московской филармонии П. Цветкова (сопрано) и солист Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко О. Георгиан (тенор), продемонстрировав тонкость, артистизм и мастерство. На бис – блестящий дуэт «Поднимем бокалы» из «Травиаты» Верди.
Завершала концерт известная Увертюра на еврейские темы С. Прокофьева. Музыканты – И. Ярцев (кларнет), С. Коновалова, П. Бабинкова (скрипки), А. Тихменева (альт), С. Булгадарян (виолончель), В. Юрыгин (фортепиано) – в полной мере смогли передать слушателям ее красоту. Яркие, колоритные страницы оттенялись лирическими; привлекли внимание энергичные ритмы и разнообразная, полнозвучная палитра. Вспоминались восточные и сказочные образы учителя Прокофьева, Римского-Корсакова.
Искренне и горячо преданный своему делу, В. Юрыгин-Клевке продолжает традиции русской школы. Его исполнение всегда отшлифовано, игру неизменно характеризует блестящий пианизм, великолепное чувство стиля, серьезность и увлеченность. Каждый концерт прекрасного музыканта – это настоящий праздник, яркое событие, запоминающееся на весь год. Будем ждать новых встреч!
Екатерина Дубравская,
аспирантка ИТФ