Неподдельная искренность
№ 4 (102), апрель 2010
С огромным интересом я отношусь к неизвестной мне музыке. И если впервые услышанные сочинения оказываются близки и понятны, то возникает желание с ними поглубже познакомиться. Такими эмоциями я был наполнен на концерте памяти известного русского и армянского композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Московской консерватории Александра Ивановича Пирумова (1930-1995).
Вечер, который состоялся 27 февраля в зале имени Н. Я. Мясковского, открылся теплыми словами декана композиторского факультета проф. А. А. Коблякова. За ними последовали воспоминания проф. Р. С. Леденева: «Александр Иванович Пирумов остался в памяти знавших его как человек, притягивающий к себе ощущением исходящих от него доброты, мягкости, неторопливого спокойствия. Он был композитором-философом, созерцающим красоту окружающего нас мира, отражающим ее в своих мыслях и музыке. Качество Пирумова-композитора: серьезный тон, скупой, часто поступенный тематизм, изящество письма, тонкое вплетение национального элемента, столь любимая им полифоничность фактуры». Говоря о музыке Пирумова, Роман Семенович особо подчеркнул одно из самых важных ее качеств – неподдельную искренность.
Четыре прелюдии для органа в мастерском исполнении К. Волостнова погрузили слушателей в строгую и благородную атмосферу. Заметная склонность автора к полифоническому мышлению здесь сочеталась с опорой на традиции таких мастеров, как Букстехуде, Бах, Танеев, Хиндемит. Полифоническую линию продолжили 6 прелюдий и фуг для фортепиано (исп. О. Алексеева) – сочинение, в котором стройность, даже величественность образного строя несли в себе мощное интеллектуальное начало, свойственное московской композиторской школе.
Два сонета Шекспира (О. Алексеева и Е. Плешкевич) раскрыли иную грань творчества Пирумова: произведение наполнено сильными эмоциями и неудержимой страстью, вокальная партия остроэкспрессивна – она удивляет слушателя неожиданными и непредсказуемыми поворотами и изобретательностью.
Кульминацией вечера стало его завершение Сонатой для скрипки и фортепиано в изысканной трактовке Л. Дмитерко и О. Алексеевой. Восхитительную истаивающую коду этого сочинения, в которой автор в философски-сдержанном тоне обобщает содержание всего цикла, музыканты даже исполнили на бис. Слушатели, родственники и друзья композитора, которые присутствовали на вечере, горячо приняли музыку А. И. Пирумова.
Константин Ширяев,
студент IV курса КФ