Познавать, играть, творить
№ 5 (103), май 2010
Некогда в далеком восточном городе Улан-Удэ родился удивительный человек – герой моего повествования. Свой музыкальный путь он выбрал почти неосознанно – не по тому, на каком инструменте захотелось играть, а просто педагог понравился. И так он стал… балалаечником. В сознании многих людей, особенно музыкантов, силен стереотип отношения к народникам как к музыкантам неглубоким, даже ограниченным, что весьма прискорбно. Впрочем, такое мнение часто оправдано, а такие личности, как мой герой, скорее исключение, чем правило.
Мы привыкли и относимся как к норме, что музыкант представляет какую-то одну область – будь это инструменталист, композитор, вокалист, музыковед. Каждый осваивает одну специальность, глубоко и основательно, в других же, как правило, является дилетантом. Но есть среди музыкантов люди, которые поражают творческой многоплановостью, для которых несколько областей пребывают в плоскости их интересов, и одна не может быть пожертвована ради другой. Именно таков Денис Хоров, о котором хочется рассказать.
Уникален он тем, что музыкальность, интеллект и аналитическое мышление породили разностороннюю творческую деятельность, а музыки он знает столько, сколько мне – музыковеду III курса – и не снилось… В Улан-Удэнском музыкальном колледже им. П. И. Чайковского его просто разрывали два отделения – теоретико-композиторское и народное, а ему было комфортно и там, и там. Сердце принадлежало композиции и инструменту, и с тех пор сочинение и игра на балалайке идут рука об руку.
Композицией Денис занялся еще в музыкальной школе, в классе Е. А. Олерской. Сейчас он заканчивает Гнесинское училище у замечательного педагога И. И. Сенина, параллельно занимаясь композицией у Ю. В. Воронцова. Из всего написанного сам автор выделяет Сонату для фортепиано, «Плачущую женщину» для голоса, рояля, чтеца и магнитофона, миниатюру «Облака как волны» для фортепиано, пьесу «В оковах» для балалайки соло, Трио для баяна, фортепиано и виолончели, Концертную пьесу для двух роялей…
При всей сложности технической стороны его музыки в большинстве случаев Денис сам участвует в исполнении своих произведений. А что касается «родного» инструмента, то в нем он продолжает совершенствоваться, несмотря на порой стертый в кровь второй палец. Хотя юного музыканта удручает ситуация с репертуаром для балалайки. В основном – это написанные от безысходности самими балалаечниками какие-то «веселушки», которые никакой художественной ценности не несут. Денис же сочинил пьесу для балалайки, написанную современным языком, и «выжал» из инструмента, кажется, все что можно. Результатом были довольны все: и Юрий Васильевич, и автор, и слушатели концертов молодых композиторов в консерватории и Музее им. Глинки.
Охватывая облик молодого художника, понимаешь, что он напоминает тех самых, еще не поделенных на обязанности древних музыкантов, которые стремились просто познавать, играть, творить…
Наталия Попова,
студентка III курса ИТФ