Москва – Париж – 2010
№ 5 (103), май 2010
Одно из самых долгожданных событий весны – Московский международный месяц фотографии, или попросту Фотобиеннале – в этом году проходит под лозунгом Года Франции в России и Года России во Франции. Как всегда выставочные залы полны поклонников фотоискусства и как всегда здесь можно встретить такое большое количество красивых людей, что под конец хочется смотреть не на фотографии, а на посетителей.
Но «Москва – Париж» – это не только девиз Фотобиеннале-2010. Так называется выставка, открывшаяся 24 марта в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке. На ней представлены результаты стажировок французских и русских фотографов, которые уже четырнадцать лет организуются мэриями двух столиц.
В этом году выставки формируются вокруг трех основных тем: «Vive la France!», «Ретроспективы» и «Перспективы». Художники Биеннале-2010 как-то массово обратились к ретро-тематике. Об этом говорят сами названия выставок: «Сладкие сны памяти», «Ретроспектива», «Ретроспектива. Часть I» и т. д. Авторы явно отдают предпочтение черно-белой технике, образы работ отмечены приятным налетом ностальгии, романтичности. Никакой жестокости и насилия.
Работы российских художников, посвященные Парижу, наполнены ощущением молодости, свежести и свободы. Именно таким он выглядит на снимках Дмитрия Зверева, Глеба Косорукова. Дети, купающиеся в фонтанах, красивые женщины – все мягко, изысканно. Вероятно, впечатлению способствует черно-белая печать, исключающая прямолинейный «напор» цвета и дающая возможность использовать массу бликов, полутонов, недоговоренностей. Короткая выдержка позволяет уловить тот самый, единственный и неповторимый момент, когда капля воды еще не успела раствориться в воздухе.
Неприглядные стороны парижской действительности представлены русскими художниками очень прозрачно, с юмором и без глумления. Собственно таких работ на всю выставку наберется от силы 2-3. Одна из них – уличная сценка, в которой полуживой старик лежит на грязной дороге, окруженный, видимо, своими собратьями-бродягами, а рядом играет уличный музыкант. Еще одна работа, не производящая однозначно оптимистичного впечатления, – это изображение старушки, гуляющей с собачонками. У одной собачонки на лапу наложено что-то вроде гипса. Старушка гуляет около витрины, на которой выставлена картина с точно такой же нелепой кривой собачонкой, только в балетной пачке. Смотрится премило. Уличные демонстрации и прочие французские «демократизмы» показаны в молодежном, юмористическом ключе. И все. Остальное – какая-то невообразимая красота: фонтаны, дети, женщины в шляпах, море, ветер… свобода! И легкий щемящий оттенок ностальгии в духе культового французского кино шестидесятых…
Русские смотрят на Париж через розовые очки (иначе, видимо, воспитание не позволяет), французы же на Москву – по-прежнему через темные. Московская вечная стройка, вездесущие милиционеры, вульгарные девицы и помойки – все эти не самые приятные стороны российской жизни нашли отражение в работах французских мастеров, отобранных для выставки. Сцены контраста обшарпанных заборов в захолустных местечках Москвы и не по случаю разодетых девиц – уже совсем не новость, этим можно было поразить зрителя в прошлом веке, а сейчас такими пейзажами никого не удивишь. К сожалению, фотографии Сандрин Эльберг, изображающие российские реалии (цикл «В гостях»), откровенно инсценированны.
Что это? Страна у нас такая страшная, или это неумение (нежелание) увидеть и оценить прекрасное? Увы, интернациональный диалог, обещанный организаторами выставки, не удался: работ, посвященных Москве, по какой-то причине оказалось на порядок меньше и вряд ли они способствуют «более близкому знакомству с современной Россией», что ставилось во главу программы Года Франции в России и России во Франции. Остается надеяться, что французские зрители (а после Москвы выставка отправится в Париж) оценят работы российских и французских фотографов по достоинству.
Марина Бошина,
выпускница ИТФ