Как шум соседской дрели…
№ 6 (104), сентябрь 2010
В наш век все труднее и труднее приходит понимание природы вещей. В любую эпоху человек мог бы сказать то же самое, но сейчас – время, когда все это особенно ясно. Прогресс идет стремительно, мы тонем в технологиях и растущих потребностях, медицина в состоянии излечить практически любой недуг, но появляются более страшные болезни… Искусство, которое, казалось бы, должно исцелять, наоборот, только угождает извращенным и безвкусным желаниям большинства публики. Музыка держалась на высоких идеалах дольше остальных, но сейчас она тоже пала под гнетом растущей деградации.
На мой взгляд, перелом произошел в начале XX века, когда музыка окончательно разделилась на «элитарную» и «развлекательную» и каждая из них сделала свою роковую ошибку. Оглянемся на предыдущие эпохи развития музыки: классицизм был верен правилам и традициям, и в истории осталось три наиболее выдающихся его представителя; романтизм расширил грани дозволенного, и мы уже можем назвать не только большее количество композиторов, но и поделить их по временным (ранний, зрелый и поздний романтизм) и географическим (национальные школы) критериям.
В XX веке уже каждый композитор представляет свою школу, даже отдельное направление. И тут мы сталкиваемся с явлением – «непонятый художник». Публика не может воспринимать эту музыку, так как у нее просто нет времени вникать. Однако потребность в музыке остается – возникают развлекательные стили и жанры, такие как джаз, который воспринял достижения классико-романтической гармонии, но представил их в более «понятной» форме. Публика пошла по легкому пути, а элита просто поставила на простолюдинах крест. Далее развлекательная музыка погрузилась в эпоху танца – появились ритм-н-блюз, рок-н-ролл – отсюда резкое упрощение форм, гармонии и ритма. В элитарной же музыке, наоборот, возникают все новые и новые композиционные приемы, требующие большего погружения и понимания.
Когда зародился рок – явление неоднозначное, поначалу возникшее как протест против ядерного оружия, – публика уже могла воспринимать только простые и знакомые средства музыкальной выразительности. Поэтому кроме свежих тембров (музыкальные электроинструменты) и небольших усложнений гармонической вертикали, рок по сути ничего нового не привнес. На его основе вновь возникает танцевальная волна – диско, фанк и т. д. А через некоторое время рок опять становится олицетворением протестных настроений – теперь уже против интенсивного освоения Земли человеком…
Развлекательная музыка развивается по спирали, но не это важно. Важно то, что спираль закручивается вниз и современная поп-музыка уже совсем не дает ничего нового. Рок-музыка более индивидуальна, для нее характерно новаторство тембра, мелодики или текста, а поп-музыка использует отобранные музыкальные средства выразительности, то есть «говорит» только то, что хочет услышать публика. К сожалению, именно поп-музыка занимает сейчас ключевое место в мире.
Во всем этом мне отчетливо видится проблема: человечество настолько «упало» в музыкальных вкусах, что «ест все, что дают». Даже мало-мальски музыкально образованный человек слышит и понимает, что мировые хиты 70-х и 80-х гораздо лучше нынешних.
Я недаром делаю акцент на развлекательной музыке, ибо через нее широкая публика может подойти к нормальному восприятию современного искусства. Вероятно, на это потребуется лет пятьдесят, может быть и сто. Но если одни современные композиторы будут продолжать писать «в стол» или для узкого круга слушателей, а другие так и будут упрощать и без того нехитрую «попсу», музыка для 99% человечества станет лишь фоновым сопровождением жизни, как шум соседской дрели за стенкой тихим летним вечером.
Алексей Юркин,
студент IV курса ИТФ