Куда идет «Евровидение»?
№ 4 (93), апрель 2009
В мае 1956 года в швейцарском городе Лугано впервые прошел конкурс популярной песни «Евровидение». Он проходит ежегодно до сих пор. Изначально конкурс был создан для сближения стран послевоенной Европы. Однако география конкурса, как и число зрителей, непрерывно расширяется, так что сегодня в нем принимают участие и неевропейские страны. И все же основной целью конкурса «Евровидение» остается стимулирование исполнителей на создание оригинальных композиций. Так что с годами он стал важным регулятором в области популярной музыки.
Долгие годы заявленные на конкурсе песни отражали новые веяния в европейской эстраде. Многие выступления стали культовыми и не забыты по сей день, как, например, неоднократные выступления группы «Абба». Но какие песни мы можем услышать на конкурсе сегодня? Отражает ли конкурсная программа современные тенденции популярной музыки?
По условиям конкурса каждая песня должна исполняться вживую, без фонограммы, и звучать не более трех минут. На сцене должно находиться не более шести человек. До 2000 года еще существовало правило, согласно которому каждая страна-участница должна была исполнять песню на своем родном языке и содержать не более трех иностранных слов. Сегодня же это требование отменено, и выбор жанра и стиля песни остаются за исполнителем. В большинстве случаев они фокусируют свое внимание на популярных жанрах, в связи с чем в последние годы появился термин европоп.
И все же стили песен на конкурсе представлены очень разнообразно. Но, как показывает практика, песни, написанные полностью в духе поп-музыки, в последние годы не вызывают заинтересованности у слушателей. В результате изначальная идея конкурса как популярной песни практически нивелируется.
Может быть, это связано с тем, что современную европейскую публику необходимо чем-то удивить, поразить чем-то неординарным. К примеру, на конкурсе 2006 года Финляндию представляла группа «Lordi», исполняющая песню в жанре hard-rock, далекого от поп-музыки, в которой вместо вокальной партии присутствовало рычание исполнителей на фоне оглушительных ритмов ударной установки. Сами же исполнители вышли на сцену в костюмах монстров. Само собой, такое исполнение не осталось без внимания публики и принесло этой стране победу.
Другая тенденция основана на явном национальном, иногда фольклорном, колорите песни. Оценивая такой стиль, можно с уверенностью сказать, что победа гарантирована, поскольку национальная самобытность всегда интересна. Такой позиции придерживаются страны Восточной Европы, Греции и Турции. Так, в 2003 году в Риге именно Турция победила с песней «Everyway that I can», в которой содержались зажигательные ритмы «турецких» барабанов в янычарском стиле, характерные мелодические и гармонические обороты и, конечно же, не обошлось без экзотических национальных костюмов. На следующий год побеждает украинская певица Руслана с композицией «Дикие танцы», которые, скорее, близки к стилю этно, нежели к национальным традициям. А в 2008 году песня с ярко выраженным греческим колоритом принесла певице Каломире второе место.
И в качестве третьей стилистической тенденции можно выделить песни медленного лирического характера, именуемые в просторечии «медляками». Пожалуй, именно эта группа в большей степени восходит к жанру популярной песни, для коих и создавался конкурс. Как правило, это песни однотипной структуры с оттенком сентиментальности, наводящей легкое чувство тоски. Они не остаются без внимания слушателей и приносят свои положительные результаты, как, например, песня «Молитва» сербской певицы Марии Шерифович, принесшая ей победу в 2007 году. И, конечно же, песня «Поверь» российского исполнителя Димы Билана, успех которой подарил России возможность следующий конкурс провести у себя.
Александр Баранов,
студент IV курса ИТФ