Служить искусству или служить искусством?
№ 4 (93), апрель 2009
Из года в год в стенах Московской консерватории наблюдается одна и та же картина: множество еще совсем юных ребят приходят в приемную комиссию, чтобы подать документы для поступления. Стремление стать музыкантом, несмотря ни на какие сложности, свидетельствует о том, что эта профессия продолжает быть нужной, продолжает привлекать молодых людей.
Если спросить у абитуриентов о причине их выбора, то часто в ответ можно услышать одно слово – призвание. Правда, что-либо внятное о сути этого призвания узнать удается редко.
Конечно, на этапе вступительных экзаменов ощущение своего призвания необязательно. Увлеченность, вдохновение скорее зависят не от осознанности выбора, а от горячего желания учиться в таком замечательном учебном заведении. Но уже в процессе учебы, особенно ближе к ее окончанию, студент все чаще задумывается: а что, собственно, значит его профессия, в чем заключается призвание музыканта? И наступает момент, когда на этот вопрос нужно дать ясный ответ.
Многие музыканты говорят, что их главная миссия – служение искусству. Звучит это, с одной стороны, очень значительно, с другой – довольно странно. Зачем нужно служить искусству? Зачем посвящать ему всю свою жизнь? Вы скажете: ну как же! Ведь искусство – явление прекрасного в этом мире, сфера, где человек выступает в качестве творца, жажда творчества заложена в нем изначально, каждый в той или иной степени старается ее реализовать. Это действительно уникальная способность человека, делающая его выше всего живого на земле.
Профессия музыканта несет в себе огромный потенциал для воплощения этого стремления. Жизнь, связанная с искусством, – всегда творчество. Но настоящее творчество не может быть замкнуто само на себя, оно подобно любви: как любовь, так и творчество, всегда векторно направлены от кого-то к кому-то; как любовь, так и творчество, обновляют, преображают наш мир. И цель творчества – все же не творческий процесс и даже не его результат, а то конечное обновление, преображение окружающего нас мира, которому оно служит.
Призвание музыканта, я убеждена, заключается не в служении искусству, а в служении искусством. И музыкант, художник, писатель несет посредством искусства откровение миру о нем самом, его пути, его прошлом, настоящем и будущем. А уж насколько готов или не готов мир для принятия этого откровения и важно ли это для художника – это вопрос…
Анна Демидова,
студентка III курса ИТФ