Душевный резонанс
№ 2 (109), февраль 2011
«Звуковые альтернативы» – название цикла, как нельзя более подходящее к деятельности ансамбля «Cтудия новой музыки» (художественный руководитель проф. В. Г. Тарнопольский, дирижер проф. И. А. Дронов). Альтернативен у них не только репертуар, но и способ его реализации, преподнесения слушателю. Отличалась от привычного концерта классической музыки и атмосфера декабрьского вечера в Рахманиновском зале, где прошел четвертый концерт цикла. Исполнялась музыка Родиона Щедрина и Стива Райха.
Мое знакомство с ансамблем «Cтудия новой музыки» началось в волнующий для меня момент. Это был последний концерт, который я слушала в своем родном Оренбурге, перед тем как ехать поступать в Московскую консерваторию. Для меня тогда это были люди «оттуда», из Москвы, из почти недосягаемого места. Расстояние между мной и музыкантами было всего несколько метров (концерт проходил в небольшом зале библиотеки), но это расстояние было бесконечным! И теперь, в Рахманиновском зале, появилось приятное чувство встречи со знакомыми людьми.
Интересно, что публика в зале, достаточно многочисленная, была в основном не консерваторская. Ожидая начала, я услышала слова одного из исполнителей, что здесь нет ни одного человека из консерватории (меня он, видимо, не заметил!). Действительно, наших практически не было. Слушая на лекциях в записи, да еще и в отрывках образцы современной музыки, мы считаем, что знаем ее. Однако живое исполнение, особенно понимающими профессионалами – незаменимо.
Программа была составлена по нарастающей: после камерной пасторальной пьесы «Три пастуха» для флейты, гобоя и кларнета (1988) Р. Щедрина последовала его же оркестровая и более глобальная по сонорным свойствам, фантастическая и потусторонняя «Геометрия звука» для камерного оркестра (1987). А выход за пределы реальности завершила пьеса С. Райха «Different trains» для струнного квартета и пленки (1988), в которой пространство расширилось и физически (игра исполнителей в записи), и хронологически (голоса людей из прошлого).
Игры с пространством были заявлены уже началом: первая солистка «Трех пастухов» – Анастасия Табанкова (гобой) – выходила на сцену через зал, начав играть уже в фойе. Эксперименты, однако, не лишили представленную музыку гармонии и эстетичности, в ней даже сохранились национальные истоки. В «Геометрии звука» еще более важна игра с пространством. «Чередования и противопоставления, переклички и полифонические сплетения составляют акустическую и образную игру и смысл сочинения», – замечает автор. В основе композиции – имитационная стереополифония: одни и те же темы звучат из разных точек пространства, которое создается группой исполнителей на сцене и двумя другими группами с левой и правой стороны. Если в «Трех пастухах» пространство было организовано скромными средствами, то во втором произведении оно расширяется не только за счет стереоэффектов, но и благодаря инструментарию: помимо духовых и струнных инструментов в исполнении участвуют ударные, клавесин, челеста, клавишные, арфа и электроника.
Название «Разные поезда» объясняется Райхом его ранними впечатлениями: в детстве он много ездил на поездах. Он использует репетитивную технику (основной метод минимализма), погружающую в состояние медитации, транса, и также работает с пространством. Квартет на сцене (исполнители играют в наушниках и буквально общаются между собой разговорными интонациями, повторяющими реплики голосов на пленке) включается в континуальный звуковой поток, погружающий слушателя, по замыслу автора, то… в Америку до войны (в первой части), то в Европу во время войны (во второй части) и затем после войны (в третьей части).
Современная музыка – это не просто музыка, это – мир, в который погружаешься, пока длится концерт. И создают этот мир музыканты, в момент творчества забывающие о себе (в отличие от многих классических исполнителей, волнующихся скорее «за себя», чем «за музыку»). Участники «Студии новой музыки» – это единый могучий организм, коллектив, в котором нет солистов в привычном смысле слова (хотя формально они были). Только все вместе они становятся проводниками музыкальных идей, направленных в зал.
Восприятие современной музыки, в отличие от классической, очень зависит от внутреннего состояния. Такая музыка не расслабляет, а призывает к душевной и интеллектуальной работе, она должна затягивать. А если в данный момент мы к этому не готовы, происходит отторжение, внутренний протест. Если же возникает резонанс, то современная музыка, на мой взгляд, способна подействовать намного сильнее привычной, классической. Такой резонанс я ощутила, попав на этот концерт.
Елена Трубенок,
студентка IV курса ИТФ